ВИКТОР ГЮГО

Рюи Блаз

Романтическая драма в 5-х действиях с одним антрактом
Прекрасная классическая пьеса Виктора Гюго со всеми атрибутами романтической драмы плаща и шпаги, переодеваний, любви настоящей королевы к слуге – в одежде благородного Дона
Посвящается Народному артисту СССР Владиславу СТРЖЕЛЬЧИКУ

Перевод Татьяны Щепкиной-Куперник
Сценическая редакция и постановка
Вадим Милков-Товстоногов
Художник-постановщик
Иван Совлачков
Художник по свету
Александр Рязанцев
Музыкальное оформление
Вадим Милков-Товстоногов
Музыка из произведений Р. Вагнера и Х.В. Глюка. В спектакле звучит испанская народная песня

Действие происходит в Мадриде в 169... году
Продолжительность
3 часа с одним антрактом
Антракт после третьего действия
Окончание вечернего спектакля в 22.00
Премьера состоялась 30 января 2016 г.
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Рюи Блаз» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
«Рюи Блаз» — прекрасная классическая пьеса Виктора Гюго, написанная в 1838 году, со всеми атрибутами романтической драмы плаща и шпаги, переодеваний, любви настоящей королевы к слуге — в одежде благородного Дона.

Эта пьеса занимала почетное место на подмостках сцены и была включена в списки удач выдающихся театральных артистов. В разное время в ней играли Сара Бернар и Жан Марэ. В России — А.И.Южин (Малый театр) и Ю.М.Юрьев (Александринский театр).
Сюжет «Рюи Блаза» столь заманчив, а перипетии настолько театральны, замысловаты и виртуозны, что под ловкими перьями других драматургов ее отдельные линии развивались и приобретали законченный вид самостоятельных произведений, в том числе музыкальных. Так Дон Цезарь де Басан превратился в самостоятельного героя в пьесе А. д'Эннери и Ф. Дюмануара «Дон Сезар де Базан», в которой в 60-е годы ХХ века в Ленинграде на сцене Драматического театра имени В.Ф.Комиссаржевской блистали великий артист Владимир Честноков, братья Николай и Сергей Боярские, а также Федор Никитин (а в 1957 году по спектаклю был снят и фильм).

Театр имени Андрея Миронова посвятил свой спектакль памяти друга театра, замечательного ленинградского артиста, актера БДТ (и театра Миронова, где он играл в спектакле «Старомодная комедия») Владислава Игнатьевича Стржельчика.

Стржельчик сыграл Рюи Блаза в 1952 году в спектакле БДТ им.Горького (режиссер И. Ефремов). 31 января 2016 года В. И.Стржельчику исполнилось бы 95 лет. Вместе с ним в том «Рюи Блазе» была занята звездная плеяда актеров БДТ до-товстоноговского периода: Е.Копелян, В.Софронов, В.Кибардина. В память о Владиславе Игнатьевиче и для того, чтобы вы еще раз вспомнили этого артиста, мы размещаем на странице нашего спектакля и фотографии молодого Стржельчика в романтической роли Рюи Блаза.

В сегодняшнем спектакле театра — ветер современного ему времени. «Рюи Блаз» Гюго можно считать выдающейся пьесой протеста. Если вы откроете сейчас ее первые страницы и прочтете авторский текст, то его взрывная актуальность может потеснить сегодня, пожалуй, и самого Салтыкова-Щедрина, не говоря уже о передовицах газет. Это очень современная пьеса. И очень своевременная на сцене сегодня.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by David
А теперь предоставим слово Автору. Говорит Виктор Гюго:

— Три рода зрителей составляют то, что принято называть публикой: во-первых,женщины; во-вторых, мыслители; в-третьих, толпа в собственном значении этого слова.

Толпа требует от драматического произведения почти исключительно действия; женщины прежде всего желают в нем видеть страсть; мыслители ищут в нем предпочтительно характеры. Внимательно изучая эти категории зрителей, мы наблюдаем следующее: толпа так любит действие, что в случае надобности согласна пренебречь характерами и страстями.

Женщины, интересуясь, правда, и действием, так поглощены развитием страсти, что уделяют мало внимания обрисовке характеров; что же касается мыслителей, то им так нравится видеть на сцене характеры, то есть живых людей, что, охотно принимая страсть как естественный побочный элемент драматического произведения, они готовы считать действие досадной помехой. Это происходит оттого, что толпа требует от театра главным образом ярких впечатлений, женщина - чувств, мыслитель - размышлений. Все хотят наслаждения, но одни - наслаждения для глаз, другие - наслаждения для сердца, а последние - наслаждения для ума.

...Каков, с точки зрения философии истории, смысл этой драмы?

Когда монархия близка к развалу, наблюдается ряд своеобразных явлений. Так, прежде всего дворянство обнаруживает склонность к распаду. Распадаясь, оно делится на части, и вот каким образом.

Королевство шатается, династия угасает, закон рушится, политическое единство, раздираемое интригами, дробится; высшее общество дичает и вырождается; все ощущают предсмертную расслабленность - и внешнюю и внутреннюю; крупные государственные установления рухнули, остаются в силе только мелкие - печальное общественное зрелище; нет больше полиции, армии, финансов; все понимают, что приходит конец.

Отсюда во всех умах рождается тоска о прошлом, опасение за будущее, недоверие ко всем и ко всему, уныние и глубокое отвращение. Так как болезнь государства гнездится в самой верхушке, то знать, соприкасающаяся с нею, заболевает первая. Какая участь постигает ее?

Часть дворянства, менее честная и менее благородная, остается при дворе. Все должно вскоре рухнуть, время не терпит, надо спешить, надо обогащаться, возвеличиваться и пользоваться обстоятельствами.

Все думают только о себе. Каждый, не питая ни малейшей жалости к стране, строит свое маленькое личное счастье на великом общественном несчастии: он придворный, он министр, он торопится стать счастливым и могущественным; он умен, он развращается и преуспевает. Люди домогаются всего, хватают и расхищают все - ордена, звания, должности, деньги, Живут только честолюбием и алчностью. Скрывают под внешней благопристойностью тайное распутство, порождаемое человеческой слабостью. А так как подобная жизнь, состоящая в погоне за наслаждениями и удовлетворением своего честолюбия, требует прежде всего отречения от всех естественных чувств, то люди становятся жестокими.

Когда наступает день опалы, в душе придворного, впавшего в немилость, пробуждается нечто чудовищное, и человек превращается в демона.

Виктор Гюго. Париж, 25 ноября 1838 г.

Действующие лица и исполнители

Рюи Блаз

Андрей АЛАДЬИН

Дон Саллюстий де Басан

Засл. артист России
Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»
Сергей БАРКОВСКИЙ
Засл. артист России
Николай СМИРНОВ

Дон Цезарь де Басан

Михаил ДРАГУНОВ

Дон Гуритан

Засл. артист России
Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»
Олег КУЛИКОВИЧ

Донья Мария Нейбургская, королева Испании

Марианна СЕМЁНОВА
Елизавета КАФИЕВА

Герцогиня Альбукерская

Татьяна ЗАХАРОВА

Касильда

Анастасия РУСАКОВА-ВЛАДИМИРОВА

Дуэнья

Нар. артистка России
Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»
Вера КАРПОВА
Татьяна ЗАХАРОВА

Придворные и слуги

Глеб КАЛЛИСТОВ
Александр МИЛЕВСКИЙ
Иван КАМИНСКИЙ

Паж

Олег БАХАРЕВСКИЙ

    Отзывы

    Ольга Нестерова
    Восторг! На одном дыхании! Невероятно и ярко! Давно так убедительно на сцене не звучали паузы. Спасибо блистательным артистам и режиссеру Вадиму Милкову - Товстоногову. Непревзойденному Николаю Смирнову отдельное и особое "Браво!" Злодейство, и правда, должно рядиться в красоту и обаяние! Верю!!!
    Ирина и Павел
    Большое спасибо театру за душевную обстановку и прекрасный спектакль! Были у Вас второй раз и снова получили массу впечатлений и порцию культурного удовольствия.
    Это тот самый случай бессмертной классики, когда все понятно, красиво, когда просто растворяешься в событиях, происходящих на сцене и проживаешь их вместе с потрясающими актерами. Браво!
    Екатерина
    Спектакль бесподобен! Очень буду рекомендовать друзьям и знакомым. Потрясающая игра всех без исключения актеров. Каждый, что называется, на своем месте. Даже небольшие роли в исполнении Татьяны Захаровой и Веры Карповой становятся особенно яркими акцентами, дополняют невероятным юмором этот спектакль.
    Отдельные слова благодарности главному дуэту - Андрею Аладьину и Мариане Семеновой! Браво! Но, повторюсь, что абсолютно весь актерский состав прекрасен, аплодисменты после спектакля не смолкали. Пьеса действительно актуальна и по сей день. Тем более в такой замечательной постановке обязателен к просмотру.
    Геннадий Викторович
    Спектакль поразил прежде всего проекцией на современную жизнь. Какие параллели! Какая похожесть судеб держав! Костюмы и интерьеры - блестящи! Как можно на такой небольшой сцене разместить всё, да ещё и играть при этом. И как играть! Постановка не просто талантлива, она очень и очень талантлива. Может быть, мы уже давно соскучились по ДАртаньяну, и Дону Сезару де Базану? По шпагам, камзолам, по понятию Чести и Добра? Но нет, здесь что-то ещё... Работа актёров великолепна. Хороший ансамбль собрал Милков. Аплодирую. Стоя.