Новости Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова

ГРОТЕСК В ОТСУТСТВИЕ ЛЮБВИ

В «Русской антрепризе» имени Андрея Миронова традиционная мартовская премьера. На этот раз — спектакля Влада Фурмана «Красотка и семья». Обычай готовить премьеру именно к началу марта здесь связан с днем рождения Андрея Миронова. И очередной новинкой антреприза опять «убивает двух зайцев»: чтит память великолепного актера, одновременно преподнося подарок прекрасной половине публики. На этот раз в качестве драматургической основы спектакля была выбрана пьеса Моэма, которая, по словам художественного руководителя театра Рудольфа Фурманова, еще никогда не ставилась на отечественной сцене. Специально для Русской антрепризы на русский язык ее перевел Виктор Вебер.

Комедия «Красотка и семья» написана Моэмом в 1918 году и, подобно знаменитому роману «Театр», тоже повествует о даме, попавшей в непростую жизненную ситуацию.

Главная идея «Красотки и семьи»: «Супружество — приятная вещь, но оно не должно превращаться в привычку», полностью сохранены и преумножены режиссером Владом Фурманом. Блестящий актерский состав, бархатный голос Юрия Яковлева и музыка «Битлз» «за кадром» делают свое дело: на контрасте с большинством сегодняшних комедийных спектаклей зрелище получается удивительно интеллигентным.

Теперь о сюжете: так уж случилось, что Уильяма (Олег Куликович) — первого мужа очаровательной женщины Виктории (Нелли Попова) убили на войне. Поддержал и утешил молодую вдову ближайший друг покойного супруга — Фредерик (Михаил Разумовский), ставший ее мужем «номер два». Внезапное появление считавшегося убитым Уильяма нарушает относительный покой и без того не очень-то счастливого союза. Викторию не устраивает ни бывший, ни теперешний мужья: она, несмотря на наличие двух детей, уже метит в невесты бизнесмена Пейтона (Николай Дик)...

Героиня в исполнении Поповой не очень умна, скорее пустовата, но при этом женственна и красива. Ее ощущения жизни глубоко инстинктивны: не впадая в рассуждения о причинах неприятия собственного бытия, она жаждет «смены обстановки». Сама того не осознавая, гротесковая Виктория хочет сломать стереотипы семейного сосуществования, пытается «перекроить рельсы», свернуть с которых с годами становится все тяжелее. Кстати, именно гротесковые формы подачи всех характеров и отношений героев позволили режиссеру назначить на роль мнимой обольстительницы мужей актера мужского пола. Аркадия Коваля. В «Красотке» он играет Викторию, помощницу адвоката. Причем в его игре напрочь отсутствует попытка шутить «ниже пояса».

Между тем, истинно мужская природа по Моэму и Фурману более инертна. Оба мужа Виктории - люди одного круга, одинаковых привычек и, видимо, одного возраста. Даже пребывают в одном и том же звании — майор. Оказавшись перед лицом грядущего развода, мужья безропотно соглашаются на предложенные им роли и в меру способностей служат бросающей их женщине, ничуть не беспокоятся о детях. Обоих вполне устраивает занятая ими в жизни «ниша», страдания об утерянной семье им неведомы. Комедийный жанр заставляет задуматься о главном поведенческом различии мужчин и женщин: для первых движущей силой всегда становится любовь к женщине, а для вторых — движущей силой является любовь к самим себе. Повинуясь только привычке, герои безуспешно пытаются раскрутить «карусель жизни» — круг, занимающий почти всю крошечную сцену Антрепризы. Возможно, им кажется, что так они смогут сдвинуть с мертвой точки сложившуюся ситуацию, но «карусель» оказывается порочным кругом, и единственное спасение — сойти с него раз и навсегда.

Спектакль вовсе не тяжел и не столь философичен, как может показаться. «Красотка» отчаянно весела и оставляет послевкусие мироновского «шампанского» — невероятной легкости исполнения. Но нота грустного раздумья о скрытой сути семейного «треугольника» есть. А могут ли герои вообще любить кого-либо? Ведь все, что нужно человеку, это только любовь.
Красотка и семья