Николай Гоголь

Игроки

Сценическая редакция пьесы Антона ЯКОВЛЕВА
Главный герой – художник, он придумал феноменальную колоду карт и считает, что победит, завоюет мир, как Наполеон. Но оказывается, что вокруг много чертей, бесов, они не такие талантливые, но шустрые, юркие. Мошенники, пройдохи, у них даже фамилии говорящие – Утешительный, Швохнев, Кругель... Это «сплоченное большинство», как у Ибсена, съедает гения.
Режиссёр-постановщик
Антон Яковлев
Художник-постановщик и художник по костюмам
Николай Слободяник
Художники по свету
Антон Яковлев,
Николай Слободяник
Автор музыкального оформления и фонограммы спектакля
Антон Яковлев
 
Продолжительность
2 часа 10 минут без антракта
Окончание вечернего спектакля в 21.10
Премьера он-лайн – 20 июля 2020 года
Премьера состоялась 4 сентября 2020 г.
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова
Спектакль «Игроки» Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова

Беседу с режиссёром ведёт Светлана Мазурова

Российская газета, 19.07.2020


Режиссёр Антон Яковлев окончил в 1991 году актерский факультет Школы-студии МХАТ, в 2000 году - Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Снимался в кино, играл на сцене московского «Современника». Ставил спектакли в РАМТе, МХТ имени Чехова, «Et cetera», Малом театре, Вахтанговском, Театре на Малой Бронной. «Игроки» - третья постановка режиссера в Театре имени Андрея Миронова, в репертуаре - «Малые супружеские преступления» Шмитта и «Воительница» Лескова.

Более 170 лет комедия Гоголя остается актуальной, востребована театрами. Небольшая, одноактная, но какая оригинальная! Герои - картежные мастера, шулера, настоящие пройдохи. Крапленые колоды, виртуозы и простаки, кто кого надует… У Антона Яковлева интересное, неожиданное решение. Но рассказывать о том, что увидела на сцене, не стоит, всех карт, увы, раскрывать нельзя - зрителям будет не интересно смотреть спектакль.

Пьеса "Игроки" считается незавершенной. Вы дописали финал?

Антон Яковлев: Тем и хорош финал у Гоголя, что он открытый. Я, конечно, придумал свой финал, мое видение темы, но в нем тоже скорее вопрос, чем ответ. Что произойдет с Ихаревым? Примет ли герой новую реальность, потеряв последние иллюзии и веру в собственную исключительность? Станет ли таким же шулером, как те, что его окружили, или перестанет играть, пустит себе пулю в лоб? Тема исследования психологии игрока в этой пьесе интереснее всего. Игра здесь - только предлагаемые обстоятельства, в которых раскрывается личность героя.

Для Ихарева игра - не вопрос банального зарабатывания денег, для него игра - настоящее искусство, проверка его гениальности, вызов. Он похож на ученого, который придумал атомную бомбу и задвигает моральные принципы ради реализации своей идеи, называя это развитием науки. Что должно происходить в голове у человека, который одержим своим изобретением карточной суперколоды, которую он в буквальном смысле оживляет, назвав Аделаидой Ивановной?

Ваши игроки в карты не играют.

Антон Яковлев: Играют. Но сами карты мне не нужны. Здесь игровой стол и есть образ игры, он отдельный персонаж, своеобразный колодец греха, в котором отражается состояние игроков, их азарт, их потаенные желания. И условное пространство вокруг - место искушений, место, которое предлагает герою реализовать его желания, его чаяния, мечту, проявить всю мощь его мастерства. Мы с художником Николаем Слободяником придумали на сцене это зазеркалье, где можно ходить сквозь стены. И стол, и пространство будут меняться в зависимости от эмоций, которые движут героем. Этот мир живет, дышит, манит, но и может обмануть, наказать. В мгновение он может из мистического превращаться в бытовое, где много острого, смешного, узнаваемого, и наоборот. Это как зеркало со своим внутренним миром, которое может украсть тебя из реальности.

Прямая речь

Пётр Семак (Ихарев, карточный шулер):

- Я давно мечтал сыграть в пьесе Гоголя - никогда прежде не доводилось. Очень рад предложению. Как и тому, что с нашей хорошей компанией (что немаловажно!) работает Антон Юрьевич Яковлев. Звезды сошлись. Мне импонирует решение режиссера: Ихарев не просто авантюрист, мошенник, у него есть пусть небольшие остатки совести, он даже испытывает неловкость при слове «плутовство», хочет быть изобретателем, открывателем. В XIX веке в России повсеместно играли в карты и, как ни странно, шулера считались высшей кастой, их игра расценивалась как искусство. Помимо этого нам кажется, что мой герой не такой простой, у него есть цель, большая мечта, почти наполеоновская - не просто разбогатеть, но еще и что-то сделать. Он знает, как переделать мир, который устроен неправильно.

В вашем мужском спектакле появляется женщина - Аделаида Ивановна.

- И это придумал режиссер. Она появляется в самом начале. Как у Гоголя - Ихарев дал человеческое имя «заповедной колодушке карт». У нас ее никто не видит, только мой герой. Компания игроков воспринимает ее как колоду карт, а я - как живое существо, женщину, которая как у инженера Гарина - гиперболоид. Аделаида Ивановна - такой луч, который все просвечивает, и с ее помощью я достигну своей цели.

Играете ли на сцене в карты? Овладели особыми приемами, демонстрируете ловкость рук?

- Нет, принципиально убрали карты, пошли другим путем. У нас будут пластические решения игр, как у Мейерхольда, их две - с Ихаревым и с младшим Гловым.

Елена Калинина (Аделаида Ивановна):

Неожиданное предложение режиссера - появиться на сцене среди гоголевских игроков?

- Антон Юрьевич сказал, что у меня мистическая партитура: без слов, Аделаида - отражение главного героя. Передаем привет Пине Бауш! (Бауш - выдающаяся немецкая танцовщица и хореограф ХХ века. - «РГ»).

Я заполняю собой пространство, как вирус заражаю Ихарева, двигаю процесс. Я подсознание этого человека, он сочинил меня как Пигмалион Галатею. И я же потом его уничтожаю - изящно сплела паутины, и он падает в яму, которую я ему вырыла, оказывается заложником своих страстей, соблазна, который я несу. История трагическая. Герой влюблен в свою идею, в эту женщину, она его муза. А она повертит им, насытится - и улетит в другое пространство, где снова будет плести свои кружева, получая удовольствие. Такая Пентиселея, как у Клейста…

Мне нравится решение режиссера. Натянутые бархатные струны, сквозь которые можно бесшумно появляться и исчезать так же межструйно. Пространство многослойное. Такой лабиринт из коридоров. На сцене практически нет ничего, даже реквизита. Только стол. Компания не играет в карты. Все очень лаконично, стильно. Стол - как … мать, и мужчины, которые стоят вокруг, - ее дети. Я, по сути, та самая мать.

Один из главных героев спектакля - музыка, она идет контрапунктом, предупреждает: тут все опасно, заминировано.

Главный герой - художник, у него идеи - испытать Аделаиду Ивановну, он придумал феноменальную колоду карт и считает, что победит, завоюет мир, как Наполеон. Но оказывается, что вокруг много чертей, бесов, они не такие талантливые, но шустрые, юркие. Мошенники, пройдохи, у них даже фамилии говорящие - Утешительный, Швохнев, Кругель… Это «сплоченное большинство», как у Ибсена, съедает гения.

Опасная среда жуликов, а Ихарев открытый, нет в нем осторожности.

Действующие лица и исполнители

Ихарев

Нар. артист России
Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»
Пётр СЕМАК

Утешительный

Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»
Андрей ШИМКО

Швохнев

Засл. артист России
Николай ДИК

Полковник Кругель

Засл. артист России
Александр БОЛЬШАКОВ

Глов-старший

Засл. артист России
Анатолий ГОРИН
Засл. артист России
Аркадий КОВАЛЬ

Глов-младший

Александр ВАСИЛЬЕВ

Псой Сахич Замухрышкин

Анатолий КОПТЕВ

Алексей, слуга Ихарева

Вадим ФРАНЧУК

Аделаида Ивановна

Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»
Елена КАЛИНИНА

    Отзывы

    Валентина
    Блестящий современный фарс на тему доверия и суетности всякой человеческой удачи. Браво!!! Удачи и долгой жизни спектаклю - он один из лучших, что я видела.
    Светлана
    Спасибо большое за интересный спектакль с непредсказуемым сюжетом и великолепной игрой актеров. Ухожу домой в полном восторге!