Новости Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова

Анекдот в анекдоте

«Каждый свой день начинаю с молитвы — не ешь Ева, яблоко, в яблоке - бритва...»

Анекдот в анекдоте в спектакле Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова «Гупёшка» по пьесе В.Сигарева в постановке Влада Фурмана. Премьера спектакля состоялась 8 июля 2003 года, но спектакль идёт так редко, что попасть на него считается большой удачей.

Василий Сигарев — самый молодой и знаменитый русский драматург. Лауреат престижнейших международных премий (больше шести), в том числе «Антибукера». В Москве с бешеным успехом идут «Пластилин» и «Чёрное молоко». В Петербурге его пьесы поставлены впервые и на правах первой постановки. Возможно, мы имеем дело с талантом уровня В.Шукшина, А.Вампилова, А.Володина (время покажет), но то, что сейчас эти пьесы актуальны и востребованы — это безусловный факт.

В основе «Гупёшки» — почти анекдот. То ли комедия, то ли трагедия — определил жанр автор. В образе Гупёшки постановщик увидел образ России.

Анекдотичной и символичной была та случайность, по которой спектакль «Счастливчик» был заменен на «Гупёшку» в канун международного женского праздника. Краткая энциклопедическая справка: «Гупёшка», производное от названия рыбки «Гуппи» (Lebistes rtticuiates). Рыба семейства пецилид, отр. карпозубых. Окраска самцов — сочетание чёрного, красного, голубого тонов. Самочки - серенькие, иногда золотистые. Одна из самых популярных аквариумных рыбок».

В основе «как бы» анекдота лежит «как бы» любовный треугольник. Он действительно начинался с «как бы», и был обычной провокацией, но, как говорится, «факир был пьян...» и все очень смеялись. Первые 15 минут. Затем что-то стало проясняться, но то, что прояснялось, начинало тихонечко шокировать и заставляло внимательно следить, как нелепая ситуация превращается в настоящую психодраму.

Итак, «она звалась Тамара». А почему «Гупёшка»? Да муж так кличет. Потому как рыбки эти настолько неприхотливы, что выживают «даже в канализации». Она, Тамара, живой тому пример. Правда, совсем не заразительный, потому как совершенно не понятно, как можно жить в такой изуродованности своего человеческого достоинства и считать это нормой? А потребность уважать себя и желание быть счастливой — грехом? И при этом боготворить своего мужа с собачьей преданностью? Хотя, иногда даже очень преданные четвероногие кусают или просто сбегают от своего жестокого хозяина.

Удивление и нежность вызывает образ героини, бесконечно трогательной, доверчивой и очень женственной, в исполнении актрисы Нелли Поповой. А что касается Лёнички, то хочется, последовав примеру автора, открыть справочник, например, «Лекарственные растения» (Пастушенкова Л.В.) и сказать герою приблизительно следующее: «Слушай, ты, Истод обыкновенный, иди-ка ты хвощ собирать, аконит ты хренов». Актёра Михаила Разумовского, исполняющего роль Лёнички, было искренне жаль. Его образ, хотя и очень органичный, совсем не отождествлялся с его личностью, к счастью. А «герой-любовник» Паша настолько идентичен с исполнителем (засл. арт. России Евгением Барановым), что это даже несколько пугает. Идеальный? Хотя нет, кабель с завода упёр — уже радует. Вообще, очень хотелось узнать, с какими чувствами воспринимали всё происходящее мужчины в зале?

Когда «женская половина» в кулуарах начала «копать вглубь», то образовалась длинная канава, которая стала плавно подниматься вверх, к Создателю, где прародители наши «вместе жили, вместе ели...», и превращаться в очень крутую горку какого-то грандиозного аквапарка, с которой Господь спустил обоих прародителей за своеволие и своенравие. Не сиделось им в райских кущах. И, казалось бы, за свершенный грех ответственность «делится на два», по меньшей мере. Да нет, «к чему играть в демократию». Адам, конечно, как первый и ближе к Богу, «был не прав». Но привычка искать крайнего, видимо, присуща нам издревле, вот и несёт женщина крест свой за двоих, расплачиваясь за все грехи человечества со времен своей прародительницы.

Вот такие «весёлые» мысли возникают после просмотра спектакля «Гупёшка», в основе которой — «почти анекдот».
Гупёшка