Новости Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова

ДВА ВЕЧЕРА — ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ

Впервые на петербургской сцене в театральном проекте Рудольфа Фурманова «Два вечера — две премьеры» с 7 по 10 июля 2003 года (далее с 18 по 21, 24, 25 июля 2003 года) в два вечера пройдут премьеры спектаклей по пьесам 26-летнего драматурга Василия Сигарева «Гупёшка» и «Похищение». Авторы проекта: Рудольф Фурманов, Василий Сигарев, Влад Фурман, Валерий Гришко.

Нынешний, 15-й по счету, сезон Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова юбилейным не считал. И красивых планов не строил. Влад Фурман (главный режиссёр театра) снимал «Бандитский Петербург» (который 4, 5, 6), а потом поставил спектакль, правда, не в своем родном театре — в Петрозаводске. «Стеклянный зверинец». А отец-основатель Р.Д.Фурманов, после сериала Дмитрия Светозарова «По имени Барон» (получившего сразу две «Тэфи»), нон-стоп отснялся в 10 ролях в новом сериале г-на Светозарова «Танцор». (Эта эпопея уже получила достаточное освещение в СМИ, растиражировав фотографии Р.Д. в роли Кармен и Дьявола и увенчав Рудольфа Давыдовича титулом «многоликий наш»).

С декабря 2002 года в театре прошли три премьеры. Валерий Гришко выпустил «Колдуна» по роману Э.Уоллеса, а Влад Фурман — вторую редакцию спектакля «Сорок первый» под названием «Роковая любовь» с Нелли Поповой и Михаилом Разумовским в главных ролях, посвятив спектакль памяти человека, с которым театр связывала настоящая дружба, — Анатолия Александровича Собчака. Этот спектакль и поражает, и вдохновляет. И режиссёрским рисунком, и актёрским дуэтом: «изящным и ироничным Михаилом Разумовским и рыжей горластой клоунессой Нелли Поповой», как пишут критики. Кто-то видит в этом спектакле превращение машины для убийства в женщину. Кто-то — преображающую силу любви, которая и превращает Марютку в Марию. А иначе каким образом, без воздействия сильнейшего пробуждающего и преображающего чувства, как любовь, подобное превращение могло произойти? «Может, потому, что узкая, уходящая в необозримую высь площадка «Антрепризы» напоминает готический собор, может, еще почему, но незатейливый трюк — взмывающая в небо белым голубком душа Говорухи-Отрока — воспринимается как чудо, простое и сильное», — уже написал о спектакле Фурмана журнал «Календарь». Слава Богу, что Р.Д.Фурманов всё-таки настоял на второй редакции. И уговорил Разумовского. Чутье безошибочное.

Когда Г.А. Товстоногов-младший поставил спектакль «Входит свободный человек» Т.Стоппарда, подбирая материал по спектаклю, в Интернете театр обнаружил заметку под таким же названием. Но речь там шла не о Стоппарде, а о молодом драматурге Василии Сигареве, которому сам Том Стоппард вручал премию.

Василий Сигарев — самый молодой и самый модный русский драматург. За рубежом. Лауреат престижнейших международных премий (больше шести), в том числе премии «Антибукер», не говоря уже о всевозможных «Дебютах», «Эвриках» и «Новых стилях». Ученик Коляды. Любимчик Стоппарда. В Москве с бешеным успехом идут пьесы Сигарева «Пластилин» и «Чёрное молоко». В Петербурге, как водится, принято долго крутить носом.

В театр «Русская антреприза» очень легко залетают сюжеты. Особенно, когда их не ждешь. И ухитряются складываться в отличные театральные истории. На Сигарева «подсели» сразу. И влюбились. С Сигаревым в театре приключились настоящие театральные истории. Выбирали страстно. Валерий Гришко загорелся «Детектором лжи» на Горина, Фурманова и Наталью Данилову. Уже была читка, актёры «кололись» от смеха, режиссёр видел глубины и восхищался фонетикой автора. Но автора не было. Нигде. Театр звонил в Москву, в «Современник», звонил по указанным в Интернете телефонам в Нижний Тагил (указаны, но молчат), домой драматургу Н.Коляде и наконец написал письмо прямо на личный сайт Василия Владимировича. Автор прозвонился 1 мая, когда все были на дачах. Он сидел один, в редакции журнала «Урал» (заместителем которого является), писал для МХАТа инсценировку «Парфюмера» и рассказал, что телефонов у него нет никаких, в том числе и мобильных. С интересом выслушал всё, что ему поведал влюблеённый в него театр, и тактично сообщил, что пьесу «Детектор лжи» поставить никак нельзя, потому что у Станислава Садальского на неё права. На три года. В Москве и Питере. Но он попробует... С Садальским решили не связываться, потому что Сигарев сказал, что пьес у него хватит на всех. Стоически пережив расставание с «Детектором» (что и говорить, пьеса чудная), не последний питерский режиссер Валерий Викторович Гришко каждое утро начинал с того, что приезжал в театр с новой пьесой Сигарева. И с твёрдым намерением ставить именно её.

Он привозил «Фантомные боли», думал над «Любовью у сливного бачка», всерьёз видел в «Замочной скважине» перекличку с Гоголем и Достоевским и хотел сделать из Р.Д.Фурманова чуть ли не Поприщина пополам с Федором Карамазовым. Обошлось. Наконец, Гришко влюбился в «Гупёшку». Нет, кажется, не так. Влюбился раньше, но отдал пьесу Владу Фурману. А сам загрустил. «Вы всё читали?» — пристрастно допрашивал Р.Д.Фурманов своих сотрудников. «Больше нет», — отвечал печально Гришко, — одни инсценировки, «Метель» там. «Пышка»...» «Еще! — упрямо допытывался худрук, — быть не может. Выводи, давай, входи в Интернет, всё печатай! — активизировал он свою литчасть. — Нет, не эту, не эту, — замахал он руками, когда из принтера полезла «Пышка», — последнюю, как её, «Киднеппинг», «Вождя краснокожих», давай, тащи!» «Это по О. Генри», — капризно возражал Гришко, всё еще лелея надежду поставить на худрука «Замочную скважину». «Ничего не по О. Генри. Про артистов. Про цирк! Про Макакашу! — волновался худрук. — Нравится. Уже нравится. Чувствую! Макакаша! Обезьянка! То ли макака, то ли какаша! Замечательно!» «Ты посмотри в конец, — торопила режиссёра литчасть, — прочитай, как здорово! Они там все вместе! Всё хорошо!» — «Подожди, Макакаша, — важно отзывался Гришко, — я должен всё прочувствовать режиссёрски». И прочувствовал.

(Вообще, лучше не пытаться пересказывать сигаревские пьесы, получится нечто ужасное: герои то живут на кладбище, то им трамваем отрезают ноги, то, как героине «Гупёшки», подобно спящей красавице, колют пальчик иголкой, и, естественно, ни к чему хорошему это не приводит, ну и т.д. При этом, очень часто в патетические моменты, из носа героев вываливаются «козявки», а в унитазах плавает сами знаете что). «И ты будешь ставить этого чернушника?» — спросил один петербургский руководитель (театра) другого руководителя (театра, нашего). «Да! Причём две сразу!» — твердо ответил Р.Д.Фурманов,

И в конце 15-го театрального сезона, в преддверии 15-летия театра и 65-летия Р.Д.Фурманова, Театр имени Андрея Миронова выпускает сразу два спектакля. Одного автора. Друг за другом. В маленьком театре, с одной репетиционной комнатой, утром и вечером, сменяя друг друга, идут параллельные репетиции. Р.Д.Фурманов не любит слово «проект», особенно ему не нравится сочетание «театральный проект». Предпочитает — «акция». К открытию для театрального Петербурга имени Василия Сигарева Фурманов привлёк целое созвездие первоклассных театральных деятелей — художника Эмиля Капелюша, артистов М.Разумовского, В.Кухарешина, С.Паршина, Н.Попову, Н.Парашкину, Б.Хвошнянского (с последним Фурманов познакомился на съёмках «Агента национальной безопасности», снимался вместе в «Танцоре», после чего артист сам пришёл в театр, захотев работать).

Первая премьера Сигарева — «Гупёшка». Гупёшка — производное от рыбки гуппи. Такое прозвище у героини спектакля. В основе «Гупёшки» — почти анекдот. Он, Она, Муж в шкафу. В спектакле занято блистательное актерское трио. Михаил Разумовский, з.а.России Евгений Баранов. Рыбку по прозвищу Гуппи играет Нелли Попова. «То ли комедия, то ли трагедия», — определил жанр автор. Постановщика поразила сама история — любовь молодой женщины, замешанная на поразительной российской черте — полном самоуничижении (не путать с самоотречением). В образе Гупёшки постановщик увидел образ России. «Чернуху», доведенную до уровня великой трагедии. Эмиль Капелюш создал волшебное сценическое пространство, где впервые опробовал в оформлении технику печати изображений на тюле, и уникальное пространство, в котором поселил трёх современных героев.

Влад Фурман: Я никогда не читаю современную драматургию. А здесь сразу почувствовал что-то действительно вампиловское... У Сигарева есть боль. Боль автора. Чернуха? Первый раз слышу. «Пластилин» не читал. И даже не смотрел. И вообще не люблю чернуху. Ненавижу! Что такое чернуха? Мерзости человеческой жизни? Тогда — да! Они у Сигарева в квадрате! За что его и люблю. Как Достоевского. Чернуха, возведенная до уровня великой трагедии. Чернуха — это, когда живешь, не видя просвета. Если живете в г.., но не надо все вокруг называть г... Разберитесь! Чернуха, когда хотят показать, какие мы все аморальные уроды и подонки. Какие мы все убогие выродки. А важно в этом во всем увидеть то, что существуете конфликте с этой убогостью. Любовь к падшему. Она всё равно должна быть. У Достоевского это есть. У Сигарева это есть.

Что такое «Гупёшка»? Ой, не знаю. Я не люблю рассказывать. Как рассказать — ну, он, она, он. Она любит подонка. Страдает от него, а любит! Это поразительная российская черта — самоуничижение, отсутствие собственного достоинства. Самоуничижение нашего человека. Отсюда вся наша неустроенность. Не хватит даже ума подумать, что достойны чего-то большего. Ничто не может оправдать человека, живущего в скотских условиях. Нет, нет, нет! Нельзя, нельзя, нельзя так жить. Гупёшка — божественное создание, она Богом создана, всё ей дано, она все может, все преодолеет, в горящую избу войдет. Из-за любви к подонку. И будет пытаться радовать. И погибнет. Смысл, наверное, в том, что она прекрасный человек. И все мы — прекрасная нация. И не уважаем себя и свой труд. Гупёшка — это Россия. Лучшее, что есть в России, обречённое на гибель. Из-за отсутствия собственного достоинства. Эмиль Капелюш, потрясающий художник, всё это воплотил в своем оформлении. В общем, скучно не будет, это я гарантирую.

Вторая премьера Сигарева — «Похищение». «Пулевая», феерическая, абсолютно бенефисная комедия, парафраз рассказа О.Генри «Вождь краснокожих» — о двух цирковых актерах, на свою голову похитивших отчаянного рыжего мальчишку, чтобы выкупить цирк. Если прибавить, что в ролях клоунов выступят Анатолий Горин (клоун Толя Сундуков) и Валерий Кухарешин с Борисом Хвошнянским (они по очереди будут играть роль клоуна Шуры Короедова), Наталья Парашкина в роли мальчишки Савелия и сногсшибательный Сергей Иванович Паршин в роли Вована Чибиса, «нового русского», то море удовольствия вам гарантировано. Упоительная комедия. С волшебным авторским голосом.

Когда вы посмотрите спектакли Влада Фурмана «Гупёшка» и Валерия Гришко «Похищение», вам больше никогда не придет в голову называть Сигарева чернушным автором. Боль от сигаревских пьес — обжигающая. Свет, который они излучают, — сильнейший.

Театр закрывает свой 15-й сезон открытием имени Сигарева для театрального Петербурга. А новый сезон, в свой юбилейный год, начнет 3 сентября спектаклем «Мёртвые души», которому в этот день исполнится 10 лет. С них-то и начнётся в театре череда непрекращающихся юбилеев.
Гупёшка