Влюбленные открывают сердца друг другу, отец обретает сына, титулованные дворяне щедро делятся своими богатствами, а чувственные и красивые герои через тернии неуклонно идут к своему счастью. Сказка ли? Отнюдь. Премьерный спектакль Вадима Милкова-Товстоногова!
Действие происходит в Неаполе
Постановка
Вадим Милков-Товстоногов
Художник-постановщик
Иван Совлачков
Режиссёр Засл. артистка России
Нелли Попова
Художник по свету Лауреат российской театральной премии «Арлекин»
Гидал Шугаев
Продолжительность спектакля – 2 часа 30 минут с антрактом Окончание вечернего спектакля в 21.30 Премьера 10 февраля 2024 г.
Отрывок из программы Игоря Волгина «Игра в бисер» на телеканале «Россия-Культура».
Литературовед, писатель, профессор филологии Евгений Жаринов о пьесе Лопе де Веги «Собака на сене»:
«Когда мы говорим о Лопе де Вега… В литературоведении происходит такая путаница – к чему его относить. Это ведь граница между Возрождением и барокко, и, в общем-то, в XVII веке в Испании происходит расцвет барокко. Кальдерон, Гонгора – это всё гении барокко. А барокко – это случай. Это жемчужина неправильной формы, и мир – как порождение больного моллюска, а не Бога. Как игра случая, игра непредвиденных обстоятельств.
Здесь очень важное и точное попадание у Лопе де Веги происходит – мы сами не знаем, с чего начинается страсть, сами не знаем, с чего начинается любовь. Мы сами не знаем, с чего начнётся это пламя. И вот здесь, кажется, пустяк, ерунда, ведь он же слуга… чего на слугу обращать внимание? Это же традиция драмы чести.
Она [Диана] сама не знает себя – что-то задело… и процесс пошёл».
Евгений Жаринов о пьесе Лопе де Веги «Собака на сене»
Искристая комедия «плаща и шпаги», а мастером этого жанра испанский драматург Лопе де Вега признан по праву. Уже более 400 лет рассказывает историю о ревнивой графине и о запутанном любовном треугольнике.
Написанная в 1618 году, «Собака на сене» знаменовала собой золотой век испанской драмы. Лопе де Вега, создавший целую театральную империю с огромным количеством учеников, последователей и подражателей, первым в театральном мире провозгласил задачу доставлять наслаждение зрителю. Драматург, познавший больше несчастливых дней, чем благополучия и покоя, переживший нужду и потерю сына, искренне стремился радовать и развлекать, создав необъятное количество литературных произведений и театр, полный жизненной силы и открытый для всех.
Из почти двух тысяч пьес классика испанской драматургии «Собака на сене» — одна из самых известных в России, благодаря богатой сценической истории. Традицией стало инсценировать произведение в переводе Михаила Лозинского. Театр им. Андрея Миронова высоко чтит традиции, следуя в постановке El perro del hortelano признанному переводу.
Впервые в России комедию поставил Александринский театр с блистательной Марией Савиной в главной роли. В 1893 году в Москве репертуар Малого театра украсил спектакль «Собака садовника» (именно таково оригинальное название пьесы).
Вошел в историю отечественного театра спектакль Николая Акимова, поставленный им в 1936 году на сцене Ленинградского Театра комедии с замечательными актрисами Ириной Гошевой и Еленой Юнгер в роли Дианы Бельфлор.
В трудные для страны годы, в 1942 году, в Тбилисском русском драматическом театре «Собаку на сене» поставил Георгий Александрович Товстоногов. Яркая комедия была призвана радовать и поднимать дух зрителей. И, конечно, широкую известность пьесе среди российских зрителей принес знаменитый телефильм Яна Фрида с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским. Оммажем любимому фильму в спектакле Театра им. Андрея Миронова стали известные шуточные куплеты Тристана и Теодоро в переводе Михаила Донского.
Любовные перипетии, карьеризм и чувственные порывы, сословное неравенство, всё многообразие человеческих страстей будоражит веками и не теряет своей актуальности. Что движет героями этой истории? Служебный роман и карьера? Или настоящая любовь?
Архивные исторические фотографии знаменитых актрис в роли Дианы взяты из открытых источников.