В нашем театре играют артисты-ученики Валерия Николаевича. В эти печальные дни они вспоминают истории, связанные с любимыми педагогом.
Сергей Курышев, народный артист России
Образ мира, в слове явленный (Пастернак) открывал нам В. Н. На уроках, на репетициях, в частных разговорах. Каждый день. Каждое мгновение...
После речевой разминки (В. Н и в декабре проводил разминки перед спектаклем) он вдруг спросил: “Когда пригласишь-то?”
Захлестнуло смешанное чувство благодарности, радости и смущения. Его вниманием никто из нас не обделён, но всё же...
— Выбирайте, когда Вам удобно.
— А места найдутся?
— У Влада для Вас?! Конечно, найдутся!
И он пришёл! И хватило у него сил ещё и поговорить с нами. И обнять. И поздравить.
Мой Учитель долгие годы. Мой Учитель навсегда. Спасибо Тебе.
После речевой разминки (В. Н и в декабре проводил разминки перед спектаклем) он вдруг спросил: “Когда пригласишь-то?”
Захлестнуло смешанное чувство благодарности, радости и смущения. Его вниманием никто из нас не обделён, но всё же...
— Выбирайте, когда Вам удобно.
— А места найдутся?
— У Влада для Вас?! Конечно, найдутся!
И он пришёл! И хватило у него сил ещё и поговорить с нами. И обнять. И поздравить.
Мой Учитель долгие годы. Мой Учитель навсегда. Спасибо Тебе.
![](https://static.tildacdn.com/tild6538-6662-4264-b563-643630633934/a6d96e3c-aed8-4e9d-b.jpg)
Пётр Семак, народный артист России
Тяжело говорить, потому что я надеялся, Валерий Николаевич справится с этой ситуацией.
Невосполнимая утрата. Ушёл из жизни человек, который не только в жизни нашего поколения имел такое огромное влияние и такую значимость. Великий, гениальный педагог…
Я помню, он очень гордился тем, что М.Л. Ростропович называл его “великим экспертом”. Он считал, что таких специалистов, как Валерий Николаевич, можно по пальцам во всём мире перечесть, кто так глубоко и тонко понимает музыку.
Он боготворил оперу, был музыкальным человеком, преклонялся перед Марией Каллас. Приучал и нас слушать музыку великих исполнителей. Валерий Николаевич Галендеев был экспертом с проницательной и феноменальной памятью. На прослушиваниях всегда отмечал одарённых молодых людей, видел их перспективы, умел раскрыть и поддержать талант. В разных моментах был рядом, всегда помогал.
Помню случай. Коля Павлов, мой одногруппник, в студенческом спектакле “Братья Карамазовы” играл Великого инквизитора. У него был монолог. А для студента монолог – испытание невероятное. Он к нему готовился тщательно, скоро должна была состояться премьера. Он очень волновался и просил Валерия Николаевича послушать его монолог ещё и ещё раз. И вот, Валерий Николаевич выслушал все 20 минут монолога и сказал: “Коля, молодец. Все акценты расставлены, правильно держишь сквозное действие, посыл, главная мысль, сверхзадачу ты держишь, всё у тебя правильно. Теперь, Коленька, надо излучать!”
“Излучать надо”, – сказал Галендеев. Коля понял эту задачу, и сколько мы играли, а мы всегда наблюдали друг за другом и гордились, потому что видели, как превращаемся в зрелых актёров, – Коля излучал.
Помню, когда ставили “Eвгения Онегина”… врезались в память строки, из сцены дуэли, о Ленском… “Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая”. Я думаю, и Валерий Николаевич такая глыба. Это невосполнимая потеря. Таких людей уже не будет.
Невосполнимая утрата. Ушёл из жизни человек, который не только в жизни нашего поколения имел такое огромное влияние и такую значимость. Великий, гениальный педагог…
Я помню, он очень гордился тем, что М.Л. Ростропович называл его “великим экспертом”. Он считал, что таких специалистов, как Валерий Николаевич, можно по пальцам во всём мире перечесть, кто так глубоко и тонко понимает музыку.
Он боготворил оперу, был музыкальным человеком, преклонялся перед Марией Каллас. Приучал и нас слушать музыку великих исполнителей. Валерий Николаевич Галендеев был экспертом с проницательной и феноменальной памятью. На прослушиваниях всегда отмечал одарённых молодых людей, видел их перспективы, умел раскрыть и поддержать талант. В разных моментах был рядом, всегда помогал.
Помню случай. Коля Павлов, мой одногруппник, в студенческом спектакле “Братья Карамазовы” играл Великого инквизитора. У него был монолог. А для студента монолог – испытание невероятное. Он к нему готовился тщательно, скоро должна была состояться премьера. Он очень волновался и просил Валерия Николаевича послушать его монолог ещё и ещё раз. И вот, Валерий Николаевич выслушал все 20 минут монолога и сказал: “Коля, молодец. Все акценты расставлены, правильно держишь сквозное действие, посыл, главная мысль, сверхзадачу ты держишь, всё у тебя правильно. Теперь, Коленька, надо излучать!”
“Излучать надо”, – сказал Галендеев. Коля понял эту задачу, и сколько мы играли, а мы всегда наблюдали друг за другом и гордились, потому что видели, как превращаемся в зрелых актёров, – Коля излучал.
Помню, когда ставили “Eвгения Онегина”… врезались в память строки, из сцены дуэли, о Ленском… “Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая”. Я думаю, и Валерий Николаевич такая глыба. Это невосполнимая потеря. Таких людей уже не будет.
![](https://static.tildacdn.com/tild6432-6133-4465-b831-366331306232/24066053-a723-4526-b.jpg)
Аркадий Коваль, заслуженный артист России
Валерий Николаевич друг, педагог, учитель… Невосполнимая потеря.
Это громадная ниша, которую занять некому.
Для нас он был всем и в жизни, и в профессии. Был большим другом актёров, и мой личный.
Я ему звонил где-то в ноябре, он плохо себя чувствовал уже. Хотел, чтобы он мне помог с новой ролью. Он не отказался, просто надо было найти время. Но так мы и не встретились, о чём я сейчас сожалею безумно.
Масса была и весёлых, и грустных с ним историй. Я не помню ни одного скандала с ним. Он был человек совершенно неконфликтный, с глубоким чувством юмора, поэтому никогда не переходил на личности, иногда “царапал” студентов с точки зрения своего юмора. А в общем-то был душой нашего курса, душой нашего театра, в котором я проработал почти 20 лет, Малого драматического…
Я без него не представляю, как произойдёт всё служение профессии актёров, которые там остались. Это, действительно, невосполнимая потеря. Мы ещё даже не начали понимать, что мы потеряли. В жизни нашей обыденной, рутинной, мы не замечали… Казалось, это будет всегда – плечо, которое может подставить он.
При всяком обращении к нему он всегда был готов помочь. Я не встречался с ним, когда он уже ставил спектакли, но мне казалось, что он всегда их ставил. И в наших прозаических отрывках, и в работе на курсе он всегда был мотором творческого процесса. Даже когда Лев Абрамович Додин опускал руки, Валерий Николаевич всё подхватывал и умудрялся найти рычажки актёрам, чтобы направить их на верный путь.
Это громадная трагедия для нас – для петербургской культуры, я бы даже сказал, для всероссийской культуры, потому что его знал весь театральный мир. И Москва, и Петербург, и провинциальные театры, Нижний Новгород, где он учился. Вся театральная общественность его знала и очень ценила.
Я сейчас не могу вспомнить ни одной обиды, как с его, так и с нашей стороны. Он никогда никого не обижал, и сам не обижался. Он был искренний интеллигент и профессионал.
Это громадная ниша, которую занять некому.
Для нас он был всем и в жизни, и в профессии. Был большим другом актёров, и мой личный.
Я ему звонил где-то в ноябре, он плохо себя чувствовал уже. Хотел, чтобы он мне помог с новой ролью. Он не отказался, просто надо было найти время. Но так мы и не встретились, о чём я сейчас сожалею безумно.
Масса была и весёлых, и грустных с ним историй. Я не помню ни одного скандала с ним. Он был человек совершенно неконфликтный, с глубоким чувством юмора, поэтому никогда не переходил на личности, иногда “царапал” студентов с точки зрения своего юмора. А в общем-то был душой нашего курса, душой нашего театра, в котором я проработал почти 20 лет, Малого драматического…
Я без него не представляю, как произойдёт всё служение профессии актёров, которые там остались. Это, действительно, невосполнимая потеря. Мы ещё даже не начали понимать, что мы потеряли. В жизни нашей обыденной, рутинной, мы не замечали… Казалось, это будет всегда – плечо, которое может подставить он.
При всяком обращении к нему он всегда был готов помочь. Я не встречался с ним, когда он уже ставил спектакли, но мне казалось, что он всегда их ставил. И в наших прозаических отрывках, и в работе на курсе он всегда был мотором творческого процесса. Даже когда Лев Абрамович Додин опускал руки, Валерий Николаевич всё подхватывал и умудрялся найти рычажки актёрам, чтобы направить их на верный путь.
Это громадная трагедия для нас – для петербургской культуры, я бы даже сказал, для всероссийской культуры, потому что его знал весь театральный мир. И Москва, и Петербург, и провинциальные театры, Нижний Новгород, где он учился. Вся театральная общественность его знала и очень ценила.
Я сейчас не могу вспомнить ни одной обиды, как с его, так и с нашей стороны. Он никогда никого не обижал, и сам не обижался. Он был искренний интеллигент и профессионал.
![](https://static.tildacdn.com/tild3961-3535-4436-b336-616261653162/4a5ba9c3-69c2-40ee-9.jpg)
Елена Калинина, лауреат премии «Фигаро»
Что я могу сказать? Всё равно, что говорить о Пушкине, о Толстом, о Бродском. Да... Великие поэты.... Валерий Николаевич лучшее, что было в моем театральном образовании. И я очень горжусь, что училась у этого Мастера. Лучший! Таких нет больше, как нет больше Пушкина. И никто меня не переубедит, что есть.
Валерий Николаевич взял меня на курс к В.М. Фильштинскому, потом привёл в МДТ. И всегда поддерживал в профессии, когда я была в его поле зрения. Это был мой самый главный наставник. Он сидел в зале на репетициях у Додина, и по глазам можно было прочесть, правильно ли идёт процесс или все бессмысленно. Когда он смеялся – это была победа! Безупречный вкус и глубокие знания. Мы учились любить профессию. Над строчкой Онегина бились часами. Я тогда поняла, что Театр – это очень серьёзно и сложно.
А ещё он привил чувство стыда за то, что мало знаешь, мало читаешь. Хотелось расти и читать, читать. Сопрягать прочитанное с собой, со временем. Быть серьёзным. Любить каждое Слово Автора. Каждая буквочка этого Слова – Жемчуг. Нельзя просто ронять Слова, болтать километры на сцене просто так. Когда я вижу артистов, болтающих бессмысленно и болтающихся на сцене, всегда думаю: "Галендеева на вас нет!" > Anna: Нам было мало позволено. Надо было много подумать, прежде чем сказать Мысль. И мы думали. Репетиции превращались в целые университетские лекции. Мозг взрывался, чтобы потом было легко и в удовольствие. Он приучал к Труду. А ещё терпеть не мог банальности в артистах. Непременно надо было быть собой, не так как у партнёра. Быть оригинальной и неожиданной. Воспитывал в артисте Личность без оглядки, что могут подумать на стороне. Качества Чемпионов. Все его студенты, я убеждена, Чемпионы.
Уход Валерия Николаевича – это закат. Какая-то жизнь в театральном мире будет продолжаться. Но это будет история с нуля, пока не родится Гений такого масштаба. Светлая память... Поклон... И Спасибо...
На фото: артисты спектакля Льва Додина «Клаустрофобия», педагог-репетитор Валерий Галендеев, Елена Калинина в образе Спички Пробкиной, alter ego.
Валерий Николаевич взял меня на курс к В.М. Фильштинскому, потом привёл в МДТ. И всегда поддерживал в профессии, когда я была в его поле зрения. Это был мой самый главный наставник. Он сидел в зале на репетициях у Додина, и по глазам можно было прочесть, правильно ли идёт процесс или все бессмысленно. Когда он смеялся – это была победа! Безупречный вкус и глубокие знания. Мы учились любить профессию. Над строчкой Онегина бились часами. Я тогда поняла, что Театр – это очень серьёзно и сложно.
А ещё он привил чувство стыда за то, что мало знаешь, мало читаешь. Хотелось расти и читать, читать. Сопрягать прочитанное с собой, со временем. Быть серьёзным. Любить каждое Слово Автора. Каждая буквочка этого Слова – Жемчуг. Нельзя просто ронять Слова, болтать километры на сцене просто так. Когда я вижу артистов, болтающих бессмысленно и болтающихся на сцене, всегда думаю: "Галендеева на вас нет!" > Anna: Нам было мало позволено. Надо было много подумать, прежде чем сказать Мысль. И мы думали. Репетиции превращались в целые университетские лекции. Мозг взрывался, чтобы потом было легко и в удовольствие. Он приучал к Труду. А ещё терпеть не мог банальности в артистах. Непременно надо было быть собой, не так как у партнёра. Быть оригинальной и неожиданной. Воспитывал в артисте Личность без оглядки, что могут подумать на стороне. Качества Чемпионов. Все его студенты, я убеждена, Чемпионы.
Уход Валерия Николаевича – это закат. Какая-то жизнь в театральном мире будет продолжаться. Но это будет история с нуля, пока не родится Гений такого масштаба. Светлая память... Поклон... И Спасибо...
На фото: артисты спектакля Льва Додина «Клаустрофобия», педагог-репетитор Валерий Галендеев, Елена Калинина в образе Спички Пробкиной, alter ego.
![](https://static.tildacdn.com/tild3963-3934-4034-b939-643764633866/f1d997d6-48cc-4e11-9.jpg)
Олег Гаянов
Когда-то Валерий Николаевич рассказал мне, что поспорил с очень близким ему человеком (не знаю, могу ли я назвать его), который блистательно преподавал сцен. речь в Нижегородском театральном училище, в котором я имел честь учиться очень немного до армии и чуть-чуть после неё, после чего поехал в Ленинград и поступил на курс Льва Абрамовича и Валерия Николаевича.
Так вот, причиной спора был я: мастер из Нижнего (он хоть и не занимался со мной, но знал меня хорошо) не верил, что я смогу исправить свои речевые проблемы, а Валерий Николаевич утверждал обратное. И вот, (я уже служил в МДТ), этот очень любимый мною, как и всеми нижегородскими студентами, педагог, посмотрев наш дебютный спектакль, признал, что Валерий Николаевич этот спор выиграл. В выигрыше, в результате, оказался, конечно же, я, но...
Понимаете, Мастер с большой буквы не говорит (как большинство сегодня): “Я ничего не смогу с этим сделать!” Он берёт и решает непосильные для других задачи. Спокойно, как обычный, рядовой момент. Как же повезло нам именно с Мастерами! За почти сорок лет (так и хочется сказать "пути к Земле обетованной") постоянной учебы у Валерия Николаевича создалось невольное ощущение, что так и будет всегда. И я не понимаю ещё, как будет происходить осознание, что дальше придётся как-то учиться без него.
Валерий Николаевич! Нижайший Вам поклон и вечная память!
На фото: Олег Гаянов в постановке Валерия Галендеева «Вакханалия. Пастернак».
Так вот, причиной спора был я: мастер из Нижнего (он хоть и не занимался со мной, но знал меня хорошо) не верил, что я смогу исправить свои речевые проблемы, а Валерий Николаевич утверждал обратное. И вот, (я уже служил в МДТ), этот очень любимый мною, как и всеми нижегородскими студентами, педагог, посмотрев наш дебютный спектакль, признал, что Валерий Николаевич этот спор выиграл. В выигрыше, в результате, оказался, конечно же, я, но...
Понимаете, Мастер с большой буквы не говорит (как большинство сегодня): “Я ничего не смогу с этим сделать!” Он берёт и решает непосильные для других задачи. Спокойно, как обычный, рядовой момент. Как же повезло нам именно с Мастерами! За почти сорок лет (так и хочется сказать "пути к Земле обетованной") постоянной учебы у Валерия Николаевича создалось невольное ощущение, что так и будет всегда. И я не понимаю ещё, как будет происходить осознание, что дальше придётся как-то учиться без него.
Валерий Николаевич! Нижайший Вам поклон и вечная память!
На фото: Олег Гаянов в постановке Валерия Галендеева «Вакханалия. Пастернак».
![](https://static.tildacdn.com/tild3330-3832-4661-b038-633337656134/fbb7263b-d6f3-4f83-b.jpg)
Алексей Морозов, лауреат премии «Фигаро»
Мне трудно говорить публично сегодня.
Так получилось, что, похоже, я был последним из огромной армии учеников, кто лично говорил с Валерием Николаевичем и даже удостоился чести накормить его. Я благодарен всем, без кого этой встречи не случилось бы.
Спасибо, любимый мой Учитель, что пустили к себе; за наш большой, тёплый последний разговор. Спасибо, что дали профессию и вернули в неё много лет назад. Спасибо за всё.
Бродил недавно около двух самых важных для Вас адресов – у МДТ и по Моховой. Вы всю свою жизнь были главным символом этих мест, и без Вас тут всё по-другому.
Светлая память Вам, родной.
Так получилось, что, похоже, я был последним из огромной армии учеников, кто лично говорил с Валерием Николаевичем и даже удостоился чести накормить его. Я благодарен всем, без кого этой встречи не случилось бы.
Спасибо, любимый мой Учитель, что пустили к себе; за наш большой, тёплый последний разговор. Спасибо, что дали профессию и вернули в неё много лет назад. Спасибо за всё.
Бродил недавно около двух самых важных для Вас адресов – у МДТ и по Моховой. Вы всю свою жизнь были главным символом этих мест, и без Вас тут всё по-другому.
Светлая память Вам, родной.
![](https://static.tildacdn.com/tild6364-3964-4534-b930-333035633763/8f4274e2-a261-4a1f-9.jpg)
Полина Севастьянихина
Валерий Николаевич останется для меня навсегда великой загадкой и неповторимым гением. Я не знаю ещё подобного человека, да таких и нет.
Верю, что он обрёл покой, и теперь сверху будет давать нам свои наставления и подтрунивать по-доброму над нами, кто остался. И, как мне кажется, правильным будет немного помолчать в память о нём, вспомнить все то, что он вложил в нас и идти дальше, никогда не забывая, рассказывая всем о Нём и бережно неся Его голос.
И мы встретимся ещё раз все вместе, обязательно.
На фото: Полина Севастьянихина и Валерий Галендеев после спектакля «Дон Кихот» 8 декабря 2023 года.
Верю, что он обрёл покой, и теперь сверху будет давать нам свои наставления и подтрунивать по-доброму над нами, кто остался. И, как мне кажется, правильным будет немного помолчать в память о нём, вспомнить все то, что он вложил в нас и идти дальше, никогда не забывая, рассказывая всем о Нём и бережно неся Его голос.
И мы встретимся ещё раз все вместе, обязательно.
На фото: Полина Севастьянихина и Валерий Галендеев после спектакля «Дон Кихот» 8 декабря 2023 года.
![](https://static.tildacdn.com/tild3166-3761-4062-b764-323531616332/936aa920-3e65-46d4-9.jpg)
Екатерина Черепанова
У Валерия Николаевича было прекрасное чувство юмора! Я, как и все мои однокурсники, с упоением слушала его рассказы и взахлёб смеялась над актёрскими показами! Огромное обаяние, знания, мощь!!!
Но вначале нашего с ним знакомства, я никак не могла выносить его юмор над собой! Так колко, так точно! Обижалась, не понимала за что и почему! Видела, как кто-то так и сохранил обиду, не смог ничего изменить, но я решила для себя, что разгадаю этот ребус! Мне очень хотелось с ним работать, а не трястись от страха, когда меня вызывают на площадку!
Как же я рада, что у меня получилось! Секрет заключался в том, что нужно было просто самой посмеяться над собой!
Сразу после этого он начал хвалить меня! Разговаривать со мной, понимать, давать мне проявиться в сложном материале…!
Большая ему благодарность за такой ценный урок!
Мне жаль, что я не поделилась с ним новостью о том, что начала сама заниматься с людьми речью. Постеснялась. А зря.
Но своим ученикам я всегда рассказываю, что вдохновили меня на это дело мои любимые педагоги по речи!
Я стараюсь трепетно передавать их знания, и каждый раз заглядываю в свою рабочую тетрадь со времён учебы, проверяю себя.
Валерий Николаевич, спасибо Вам за всё. Счастье, что вы остались в книгах, в видео, в нашей памяти и в наших делах!
Сегодня вся лента в инстаграме состоит из постов моих друзей о Вас! Какая большая любовь!
Спасибо, спасибо, спасибо!!!…
Но вначале нашего с ним знакомства, я никак не могла выносить его юмор над собой! Так колко, так точно! Обижалась, не понимала за что и почему! Видела, как кто-то так и сохранил обиду, не смог ничего изменить, но я решила для себя, что разгадаю этот ребус! Мне очень хотелось с ним работать, а не трястись от страха, когда меня вызывают на площадку!
Как же я рада, что у меня получилось! Секрет заключался в том, что нужно было просто самой посмеяться над собой!
Сразу после этого он начал хвалить меня! Разговаривать со мной, понимать, давать мне проявиться в сложном материале…!
Большая ему благодарность за такой ценный урок!
Мне жаль, что я не поделилась с ним новостью о том, что начала сама заниматься с людьми речью. Постеснялась. А зря.
Но своим ученикам я всегда рассказываю, что вдохновили меня на это дело мои любимые педагоги по речи!
Я стараюсь трепетно передавать их знания, и каждый раз заглядываю в свою рабочую тетрадь со времён учебы, проверяю себя.
Валерий Николаевич, спасибо Вам за всё. Счастье, что вы остались в книгах, в видео, в нашей памяти и в наших делах!
Сегодня вся лента в инстаграме состоит из постов моих друзей о Вас! Какая большая любовь!
Спасибо, спасибо, спасибо!!!…
![](https://static.tildacdn.com/tild3739-3333-4437-b561-313633656164/903b833d-5abf-4b2b-8.jpg)