В «золотой фонд» театрального искусства вошли многие образы, созданные Смоктуновским — князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе. Артист с непростой судьбой, он стал любимцем миллионов зрителей. Его называли «первым интеллектуальным актёром» советского кинематографа, и лучшие свои роли он сыграл в легендарных фильмах «Солдаты», «Девять дней одного года», «Гамлет», «Чайковский», «Дамский портной» и в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Рудольф Давыдович Фурманов боготворил Смоктуновского, они были друзьями и вместе работали в концертах. Книги РД хранят десятки потрясающих историй, связанных с Иннокентием Михайловичем. А в эпиграфе к одной из них написаны следующие строки: «Иннокентий Михайлович Смоктуновский, мой любимый, дорогой, мой светлый гений...».
История из книги Рудольфа Фурманова «Из жизни сумасшедшего антрепренёра». Глава 13. «Полгода счастья»:
Рудольф Давыдович Фурманов боготворил Смоктуновского, они были друзьями и вместе работали в концертах. Книги РД хранят десятки потрясающих историй, связанных с Иннокентием Михайловичем. А в эпиграфе к одной из них написаны следующие строки: «Иннокентий Михайлович Смоктуновский, мой любимый, дорогой, мой светлый гений...».
История из книги Рудольфа Фурманова «Из жизни сумасшедшего антрепренёра». Глава 13. «Полгода счастья»:
«Дорогой Рудольф! Вторым всплеском этой фамилии уже в Санкт-Петербурге я обязан Вам, Вашим усилиям, Вашему сердцу. Спасибо, друг. Ваш Иннокентий июнь 93».
Ещё до того как имя Смоктуновского прогремело на всю страну, артист только осваивался в столице, и мучительно искал работу в театре. Тогда и произошло событие, которое Рудольф Давыдович описал так:
«”Зачем жить в гостинице, останавливайтесь у меня”, — предложил я, — “Мы с Владиком вдвоём...”
И вот утром гений выходит в трусах на кухню, и мы пьём кофе, и мы с Владиком, раскрыв рты, слушаем рассказ про плен, про мытарства по театрам... Сколько пришлось ему пережить, пока он стал тем Смоктуновским, которого мы знаем! И как он выдержал все это — многомесячное житье в Москве без дома, без гроша в кармане, без работы — только с одной надеждой её получить! Его не приняли шесть театров Москвы, ему везде отказывали с недоумением — как это провинциальный актёр осмеливается проситься в московский театр, где его в принципе никто не ждёт... Он столкнулся с таким отношением...
В Театре имени Ленинского комсомола по решению Софьи Владимировны Гиацинтовой, художественного руководителя театра, его зачислили во вспомогательный состав, но это практически не давало ни работы, ни денег, ни жилья. Вспомогательный состав — это значит, что все штатные единицы заняты, а ждать, когда освободятся, можно годами. Помните, как обстояло дело с пропиской? Прописки нет, значит, на работу взять не можем, отвечали директора театров. А как прожить в Москве без работы? Без денег? Было и такое, что он ночевал в подъездах, на подоконниках...
“Рудик, надо быть очень мягким, — говорил он. — Если тяжело на душе, надо говорить: замечательно, всё замечательно, всё так за-ме-ча-тель-но!” У него была манера повторять по нескольку раз одно слово, нараспев и по слогам, если он хотел убедительно что-то сказать.
Вспоминал с некоторой иронией своё появление в БДТ — Евгений Алексеевич Лебедев, увидев его в фильме “Солдаты” в роли лейтенанта Фарбера, предложил Товстоногову посмотреть этот фильм. Товстоногов потом долго не мог вспомнить, где его видел, и на какой-то репетиции другого спектакля вдруг вспомнил и воскликнул: “Какие глаза! У него глаза князя Мышкина!”
И когда Смоктуновский впервые приехал в БДТ, он долго не понимал, почему к нему то и дело подбегают какие-то люди, например Дина Морисовна Шварц, заглядывают ему в лицо и вскрикивают: “О! Какие глаза!” — и стремительно убегают».
В 90-х в Театре имени Андрея Миронова, тогда ещё не имевшем стационарной сцены, шёл спектакль «Откровения Иннокентия Смоктуновского» Рудольфа Фурманова, где главную роль исполнял сам Иннокентий Михайлович. Тогда в спектакле играли Валентина и Наталья Панины, Александр Баргман, Рудольф Фурманов. Премьера состоялась 30 мая 1993 года. И сегодня стены театра хранят память об этом замечательном, дорогом нашему сердцу спектакле.
А спектакль «Господа Головлёвы» — действующий спектакль репертуара, не так давно отметивший свое 20-летие — посвящен памяти этого великого артиста, Иннокентия Михайловича Смоктуновского.
Смотрите авторскую программу «У меня ещё есть адреса…» об Иннокентии Смоктуновском.
А спектакль «Господа Головлёвы» — действующий спектакль репертуара, не так давно отметивший свое 20-летие — посвящен памяти этого великого артиста, Иннокентия Михайловича Смоктуновского.
Смотрите авторскую программу «У меня ещё есть адреса…» об Иннокентии Смоктуновском.






