Новости Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова

Русская одиссея 2022 г.

24 и 25 июня на сцене театра Миронова состоялась премьера спектакля Влада Фурмана «Мёртвые души». 6, 24 и 25 июля продолжение премьерных показов

Секреты русского менталитета, о котором слагают мифы, приоткрываются в спектакле Влада Фурмана в неожиданной ипостаси — с элементами кафкианского отчуждения, гоголевской иронии и гофманского гротеска. А богатый фантазийный мир великой «русской одиссеи» продолжает пленять причудливыми образами и пугающей актуальностью.

Великая поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в постановке режиссера Влада Фурмана — новая попытка открыть гениальное творение XIX века с позиции дня сегодняшнего.

Это второе обращение режиссера к поэме, спустя почти 30 лет с тех пор, как одна из первых постановок выпускника мастерской Г.А.Товстоногова, имела серьезный резонанс в театральном мире 90-х.

Тогда под увеличительной линзой-взглядом создателей спектакля оказалась и невероятно популярная идея предпринимательства, и повсеместное возрождение духовных связей.

«Мёртвые души» 1993 года долгое время были визитной карточкой Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова. Спектакль был удостоен премии СТД «За новаторскую режиссуру».

Редакция «Мертвых душ» 2022 года это совершенно новый спектакль в сценическом оформлении Олега Молчанова, с оригинальной музыкой композитора Сергея Верховцева и актерским ансамблем, объединившем молодых артистов. Яркая зрелищность и особый способ существования актёров, владеющих высокой техникой перевоплощения, обусловлены уникальными объемными костюмами и масками известной петербургской художницы Галы Филатовой.

Ключ к гоголевской поэме был найден через концепцию триединства, заложенную в мировой культуре и блестяще отраженную в русской литературе. Так возник внутренний театральный сюжет спектакля, когда три ангела спускаются на грешную землю и, вселяясь в тела гоголевских персонажей, пытаются реализовать себя.

Новое время заостряет наболевшую проблематику. Чичиков XXI века предпринимает смелую попытку договориться с окружающим его обществом, с легкостью идёт на сделку с собственной совестью, пытаясь быть свободным от чуждых ему бытующих нравов. Но метаморфозы, происходящие с героями гоголевской поэмы, вскрывают в них настоящих монстров, с которыми не работают привычные человеческие законы.

Фееричная идея Чичикова обмануть систему терпит крах. Необычайно деятельный человек, наделенный и умом, и талантом, пытаясь состояться в этой среде, он идёт на моральные компромиссы, теряет цельность натуры, множится, троится, и, как многорукое божество, несёт и созидание, и разрушение.

Удастся ли его заблудшей душе Чичикова обрести тихое, укромное убежище после такой яркой, но неудавшейся афёры?

Секреты русского менталитета, о котором слагают мифы, приоткрываются в спектакле Фурмана в неожиданной ипостаси — с элементами кафкианского отчуждения, гоголевской иронии и гофманского гротеска. А богатый фантазийный мир великой «русской одиссеи» продолжает пленять причудливыми образами и пугающей актуальностью.

Среди исполнителей гоголевских персонажей, хорошо известные артисты труппы театра и новые имена: Александр Васильев, Филипп Чевычелов, Дмитрий Кушнерёв, Вадим Франчук, Евгений Бойцов, Михаил Черкашин.


Говорит режиссёр спектакля «Мёртвые души» Влад Фурман:


«Мы исследуем в жанре отчасти мистериальном, что испытывает душа, когда сталкивается с жизненным выбором, с попыткой реализоваться, когда проходит компромиссы и авантюры…

Что беспокоило Николая Васильевича Гоголя? Мне кажется, аморальность происходящего, что он и хотел выразить в своей поэме. Это история грехопадения человеческой души. Сильное влияние оказали на Гоголя: и Данте, и Гофман, и Пушкин. Это все говорит о той живой русской литературе, о том живом таланте, который пытается донести до читателя истины о том, что надо задуматься и пересмотреть свою жизнь, подумать, правильно ли мы живём.

Абсолютно новое музыкальное оформление Сергея Верховцева. Он чувствует современное звучание и придает нашей форме это новое звучание, но на опыте Мусорского, Стравинского, Шостаковича, Шнитке, этих мощных фигур, вдохновляясь их творчеством, сложным и грандиозным.

В спектакле заняты молодые артисты, критерием выбора которых стал талант, гражданская позиция, личностное начало, свое сформировавшееся отношение к Богу и к жизни, своя точка зрения. Без этого невозможно понять автора. Важно, чтобы это были молодые личности с хорошим потенциалом. Спектакль требует неимоверных физических затрат. Существовать в этих костюмах тяжело, и при этом еще надо играть. Это требует выносливости в физическом и эмоциональном смысле.

И Гоголь, обладающий высочайшим чутьем, создал особый жанр – свой фантастический реализм. Из гоголевской «Шинели» вышла вся русская литература. Не забывая об этом, мы тоже пытаемся выйти из этой «Шинели».



С Олегом Молчановым мы разработали сценическое оформление. Художница Гала Филатова придумала на новом технологическом уровне даже не костюмы и маски, а тела помещиков-персонажей. Она создала плоть персонажей Гоголя. И актеры-персонажи, погружаясь в эту плоть, наделяют тела своими душами. История фантасмагорическая и абсурдная.

Темы, которые затрагивает Гоголь – это болевые точки нашей России. Спектакль адресован всем людям, которые не утратили способность думать и задавать вопросы. Мы, обученные в мастерской Товстоногова режиссёры, не делим аудиторию. Для нас есть Человек. И если ему интересно, он погружается, задумывается».
Новости