Это был жёсткий, умный, по-настоящему великий человек. 6 лет он возглавлял Ленинградский театр имени Ленинского комсомола и 33 года — Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького, который теперь носит его имя.
Современному театру не хватает Георгия Александровича. Его мудрости, правды, острого взгляда. Он всегда делал упор на подлинность в театре, был против «закостенения». Георгий Александрович считал, что «в спектакле о прошлом должны таиться мысли и чувства, которыми люди живут сегодня. Самая лучшая классическая пьеса, наилучшими артистами сыгранная, превращается в гальванизированный труп, если её проблемы сегодня не волнуют нас, не связываются с современностью».
Современному театру не хватает Георгия Александровича. Его мудрости, правды, острого взгляда. Он всегда делал упор на подлинность в театре, был против «закостенения». Георгий Александрович считал, что «в спектакле о прошлом должны таиться мысли и чувства, которыми люди живут сегодня. Самая лучшая классическая пьеса, наилучшими артистами сыгранная, превращается в гальванизированный труп, если её проблемы сегодня не волнуют нас, не связываются с современностью».
![](https://static.tildacdn.com/tild3563-3463-4066-b066-386235323463/5e28833c-1357-444c-a.jpg)
Сегодня в нашем театре ставят спектакли сын Георгия Александровича Вадим Милков-Товстоногов и его ученики Влад Фурман, Юрий Цуркану, Виктор Крамер, в театре играет их однокурсник артист Сергей Русскин.
Каким педагогом был Георгий Александрович? В День памяти Товстоногова рассказывает художественный руководитель Театра имени Андрея Миронова Влад Фурман:
Каким педагогом был Георгий Александрович? В День памяти Товстоногова рассказывает художественный руководитель Театра имени Андрея Миронова Влад Фурман:
«Театр, как говорил Товстоногов, – это “добровольная диктатура”. Актёры добровольно, по художественным соображениям, подчиняются воле режиссёра. Но при этом режиссёр обязан их увлечь, они должны верить в него. Без лидера театр не может существовать. Человек, попадая в театр, в “террариум единомышленников” – ещё одно определение Товстоногова, попадает на заклание. Должен доказывать своё право заниматься профессией».
![](https://static.tildacdn.com/tild6430-3066-4434-b733-666137363864/76041cf0-200a-4732-8.jpg)
Интересно воспоминание об учебных буднях с Товстоноговым:
«Мы все стояли на мраморной лестнице, которая вела к главному входу театрального института. Поднявшись по этой лестнице, можно было попасть в 45 аудиторию – класс Георгия Александровича. И мы, студенты, наблюдали, как он появлялся у входа. Поскольку он тогда уже был достаточно в преклонном возрасте, поднимался Георгий Александрович достаточно медленно, ему было сложно.
За это время мы успевали ещё раз пройти песню нашего зачина. С него начиналось каждое занятие в мастерской. Георгий Александрович создал спектакль “Зримая песня“, зачины на песни и стихи, и каждый курс делал свою “Зримую песню“.
![](https://static.tildacdn.com/tild3832-6166-4763-a437-343737626337/58cd3b37-948c-45eb-b.jpg)
В нашей аудитории всегда стояло три кресла для Георгия Александровича Товстоногова, Аркадия Иосифовича Кацмана и Ирины Борисовны Малочевской. Когда мы только поступили в институт, нам сразу сказали: “Мы не будем выращивать вас в парниковых условиях. Докажите, что имеете право заниматься профессией”.
Большое счастье было учиться у Георгия Александровича. Его наставления и методы обучения не устаревают.
Если послушать его творческий вечер в Останкино, записанный в 1980 году, – это звучит современно, актуально. Его уроки вне времени. Основы профессии, знания, которыми он владел, то, как обучал нас.
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-6364-4336-a461-366233623462/5700558b-833e-4f44-a.jpg)
Он всегда говорил, что нужно биться за своё дело, преодолевать препятствия, сложности. Так он воспитывал людей собранных, способных выживать в “террариуме единомышленников”. Мне это очень помогает и в театре, и в кино. Георгий Александрович – большой мастер».