«Он отнюдь не был фантастом. Он взрывал быт, докапываясь до корней добра и зла, виртуозно владел контрастами и делал это разными способами», – сценарист и писатель Сергей Ермолинский о своём друге, Михаиле Булгакове.
У каждого есть роман-настольная книга этого великого писателя. «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич»! «Мастера и Маргариту», уже, как правило, перечитывают, одновременно с этим начиная новое «кольцо» жизни, чтобы убедиться в правде известного мифа – с каждым прочтением происходит мистика: восприятие романа кардинально меняется, обнажаются новые детали, вскрываются ранее незамеченные внутренние сюжеты и подробности.
Сегодня мы вспоминаем Михаила Булгакова не только как интересного классика русской литературы, сильно повлиявшего на её развитие. Михаил Афанасьевич – автор пьесы «Бег», по которой Юрий Цуркану в 2008 году поставил спектакль на сцене нашего театра. Не так часто эта постановка появляется в репертуаре (так складывается занятость уникальных артистов), но каждый раз зал полон, каждый раз в зале очень много молодых людей – умных, серьёзных лиц, горящих глаз и свободных душ.
Сегодня мы вспоминаем Михаила Булгакова не только как интересного классика русской литературы, сильно повлиявшего на её развитие. Михаил Афанасьевич – автор пьесы «Бег», по которой Юрий Цуркану в 2008 году поставил спектакль на сцене нашего театра. Не так часто эта постановка появляется в репертуаре (так складывается занятость уникальных артистов), но каждый раз зал полон, каждый раз в зале очень много молодых людей – умных, серьёзных лиц, горящих глаз и свободных душ.
![](https://static.tildacdn.com/tild3465-3164-4462-b633-626137363638/32677f9d-0431-4faf-8.jpg)
Есть ещё кое-что, связывающее нас с Михаилом Булгаковым. В нашем театре хранится важное письмо от 7 июля 1956 года, переданное Е.С. Калмановским Елене Вестергольм. Это письмо написано рукой Елены Сергеевны Булгаковой. И теперь оно находится в архиве Театра имени Андрея Миронова. В нём она серьёзно, подробно, «взволнованная до слёз», делится впечатлениями об откликах молодых читателей на творчество Булгакова, статью Калмановского в ленинградском журнале «Нева» :
![](https://static.tildacdn.com/tild3466-6536-4431-b464-626234653230/4b7bc1de-7b2f-4002-a.jpg)
«...Спасибо Вам за доброе слово о Михаиле Афанасьевиче. Оно ценно не только тем, что оно — умное, тонко, верное, но ещё и тем, что оно — первое. ТАК о Булгакове ещё у нас не писали. [...]
Если действительно среди молодёжи есть такое отношение к творчеству Булгакова, – пишет Елена Сергеевна Евгению Калмановскому, – то, значит, я была права.[...] Мне думалось – вот уйдут эти завистники, которые всегда доказывали в прессе, что Булгаков – это ничто, не стоит даже говорить о нём. И тут же выливали, с пеной у рта, ушаты грязи на него. Уйдут! И придут молодые и скажут о нём правду».
![](https://static.tildacdn.com/tild6636-3332-4562-a266-353132643031/bafe0caf-4e34-409e-8.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3639-3937-4639-b164-663165656535/758ce7f9-a5c1-4dd0-b.jpg)
Евгений Соломонович Калмановский стал выдающимся литературоведом, критиком. А слова Елены Булгаковой оказались пророческими. Сегодня Михаил Афанасьевич – один из любимых отечественных писателей у самых разных поколений.