Новости Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова

110 лет со Дня рождения Г.А. Товстоногова

110 лет со Дня рождения Георгия Александровича Товстоногова!

28 сентября великий Товстоногов праздновал День рождения. Но вот какую головоломку он оставил потомкам: «Была ещё одна паспортная тайна», — писал Рудольф Давыдович. «В школе Георгий учился очень хорошо и закончил её на два года раньше, в пятнадцать лет. Чтобы избежать вопросов при поступлении в институт, в паспорте удалось переправить год рождения — 1915-й на 1913-й. Таким образом он прибавил себе два года. Из-за этого позже — уже в наше время — возникнет некоторая путаница с юбилеями: когда справлять, по паспорту или по жизни?» Повелось, что справляют дважды — официально и неофициально. Поэтому сегодня мы официально отмечаем большой юбилей — 110 лет! А через два года снова придём к вам с этой дилеммой. Но это будет после.
Сегодня мы вспоминаем Георгия Александровича Товстоногова — для всего мира, и Гогу — для родных и близких друзей.

Народный артист СССР, 6 лет он возглавлял Ленинградский театр имени Ленинского комсомола и 33 года — Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького, который впоследствии стал носить его имя.

БДТ прославился в «эпоху Товстоногова» — и неспроста. Именно Георгий Александрович произвёл не революцию, но реформу театра, взяв бразды правления в свои руки. У БДТ появился настоящий руководитель. Благодаря ему театр стал легендарным, образцовым.

Про 60-70-е годы Рудольф Давыдович писал:
«А зритель ждал, жаждал каждой новой встречи с БДТ! В Москве на гастролях пролезали по водосточной трубе, в форточки, через туалеты! И у нас — что уж говорить, зрители старшего поколения помнят, как ломились в БДТ, каждая премьера становилась культурным событием для города! Билет в БДТ спрашивали по всей Фонтанке».


Стоит ли говорить, что в наши дни слава этого театра ничуть не преуменьшилась?



В книгах Рудольфа Давыдовича Георгий Александрович всегда упоминается с титулом «великий». Будучи главным героем рассказа, он возникает в истории обронённой фразой, мимолётным упоминанием, одно неизменно — его присутствие значимо и ощутимо. Рудольф Давыдович много говорил о биографии и феномене таланта Товстоногова, и ещё больше о том, каким Товстоногов был для близких:
«Георгий Александрович на людях всегда казался жёстким человеком. Но на самом деле он был другой — добрый, интеллигентный, отзывчивый. Любил рассказывать анекдоты, первым же смеялся. Самое главное — режиссёр должен быть бескорыстным».
Красный зал на втором этаже и кабинет художественного руководителя Театра им. Андрея Миронова увешаны портретами Товстоногова — друга, наставника, учителя и коллеги.

Один из портретов, выжженный по дереву Евгением Лебедевым, был упомянут и в книгах РД:
«Гога, Георгий Александрович Товстоногов, властитель дум и судеб. У него уверенное выражение лица, чем-то довольное и полуприкрытое рукой с вечно дымящейся сигаретой».
О творчестве «великого Георгия Александровича» Рудольф Давыдович писал:
«Спектакли Товстоногова будоражили умы, заставляли спорить, делали видимыми перемены в сознании общества, которые приносило время» и «А когда Товстоногов приходил на просмотры!.. Вокруг него будто образовывалось поле, такую мощную энергию он излучал — энергию творчества, популярности, ума. Дина Шварц шла впереди, расчищала дорогу: Товстоногов идёт, Товстоногов идёт. Но это было необязательно — все и так расступались».
Но такой беспрекословный авторитет и уважение нужно было заслужить, что и сделал Товстоногов ещё в начале работы в БДТ:
«На собрании взволнованно облизывающейся труппы Большого драматического театра имени Горького, куда Георгия Александровича назначат в 1956 году главным режиссёром, он скажет, чётко выговаривая слова: “Я несъедобен! Запомните это! Несъедобен!” И действительно, он окажется не по зубам ни старой труппе, ни идеологическим вождям, ни флюгерам-критикам, ни “общественному мнению”. Он будет делать своё дело, он будет ставить спектакли, из года в год, по крохам, по маленькому шажку следуя к своей цели — театру с европейским именем и труппой, равной которой долго не было в театрах страны».
Его «Идиот», «Горе от ума», «Три сестры», «Мещане», «Ревизор», «Ханума», «История лошади», «Смерть Тарелкина», «На дне» — шедевры, навсегда вошедшие не только в историю Большого драматического театра, но и в историю мирового театрального искусства.

Нам очень ценно, что дух Товстоногова словно витает и в стенах нашего театра. Здесь висят его портреты, книги Рудольфа Давыдовича хранят его имя, а на сцене ставят спектакли сын Георгия Александровича Вадим Милков-Товстоногов и его ученики Влад Фурман, Юрий Цуркану, Виктор Крамер, в театре играет их однокурсник блистательный Сергей Русскин.
Долгие годы другом театра была Натела Александровна Товстоногова, которую Рудольф Давыдович часто называл «мозговым спонсором Театра им. Андрея Миронова».


Сегодня мы вспоминаем Георгия Александровича выпусками программы Рудольфа Давыдовича «У меня ещё есть адреса». Приглашаем вас к просмотру.