Как и «Кукольный дом» Ибсена «Живой труп» Толстого основан на реальный событиях.
«Живой труп» – одна из самых острых пьес Льва Николаевича Толстого, написанная в 1900 году и опубликованная посмертно. Прототипы героев умоляли ее не публиковать.
Хотя сюжет имеет все признаки логического завершения, текст пьесы принято считать «черновым» вариантом. Писателю Владимиру Черткову Толстой признавался в письме: «Драму я, шутя, или, вернее, балуясь, написал начерно, но не только не думаю её теперь кончать и печатать, но очень сомневаюсь, чтобы я когда-нибудь это сделал». А натолкнул на создание пьесы Толстого сюжет, взятый из жизни. В светских кругах тогда бурно обсуждался бракоразводный процесс семейства Гимер, и неспроста – история захватывает дух. Николай Гимер женился на 18-летней Екатерине Симон, они родили сына, и жизнь молодых супругов протекала безоблачно, пока Николай не сломился, и с тех пор дни его становились всё мрачнее. Николай стал выпивать, потерял службу и стал проводить время в притонах и ночлежках. Тогда, полюбив другого, юная супруга решила выйти замуж во второй раз. Разыскав мужа в одной из московских ночлежек, она предложила ему развод. Николай согласился, но консистория отказала в этом решении. Вот тут-то и возник жестокий план, чуть не погубивший обоих супругов и послуживший основой для пьесы Л.Н. Толстого. Николай попытался совершить фиктивное самоубийство… Волею случая, спустя год правду узнали, и судили Николая и Екатерину.
Впечатлившись историей супругов Гимер, Толстой приступил к написанию пьесы о Фёдоре Протасове и его возлюбленной Лизе. Толстой не делает ставки на интригу – сюжет известен. Для него остаётся главным – «диалектика души» человека, его внутренняя трагедия, подтолкнувшая к совершению действий, приведших к фатальному, катастрофическому. Его герой в поиске «настоящего» и против фальши. И хотя Толстой не транслировал через главного героя Федю Протасова близкие ему идеи, сходство их лишь в неугомонном, жгучем протесте, поиске правды, свободы, духовных исканиях. «Живой труп» изображает жизнь честно, во всех её противоречиях, тайне, мистике, боли. Тому, кто решит познакомиться с произведением, предстоит погрузиться в разгадывание характеров и пружин действия, борьбы страстей и движений человеческой души – измождённой, непонятой, но жаждущей любви и, наконец, быть принятым.
Конфликт в «Живом трупе» зашёл далеко, но сущность его остаётся не раскрытой до самого конца. Существуют мнения, что пьеса Толстого – это последовательное размышление над романом Н. Чернышевского «Что делать?», разница в том, что Толстой не рисует картину призрачного счастья, не хочет обмануть своего читателя, в мучительном стремлении дойти «до корней» истины, он проводит нас по самым мрачным лабиринтам порока и исповеди, что кроются в душе.
Погрузится в изучение с помощью сценического поиска и языка этих сложных тем, заявленных классиком на рубеже веков, осмелилась команда спектакля «Живой труп».
Режиссёр Юрий Цуркану о центральной идее постановки: «Какая головокружительная мысль – убрать самого себя “негодного”, мешающего… И принять муки – предложить это “движение” как единственно полезное от себя.... и доброе. Обретение силы – тема центральная. И борьба за право любить и уважать себя, из области конфликта с собой выходить в ожесточённый конфликт с миром, который по определению устроен плохо, но зато правила придают ему вид приличествующий. Но разве совесть и душу возможно запрячь в телегу с упреждающим законом. В Протасове открывается почти детское, не буду лгать. И в этом он находит свой главный талант и волю».
Режиссёр уже обращался к постановке пьесы Л.Н. Толстого «Плоды просвещения», где общество – паразитическое, пустое, неприкрыто наглое – изображалось сатирически, с толикой искристого юмора, как и полагается густой злободневной комедии. А героев тогда играли потрясающие Сергей Кузнецов, Ольга Антонова, Анатолий Коптев, Рудольф Фурманов, Галина Субботина, Юрий Лазарев, Олег Куликович, Ярослав Воронцов, Владимир Матвеев, Аркадий Коваль, Гелий Сысоев и др.
В работе же над «Живым трупом» артистам предстоит ещё более тонкая работа. Мятущегося, сложного, неоднозначного, с обострённым чувством ко лжи героя Федю Протасова исполнит Алексей Морозов. Роль тонкой, изящной, наивной, светлой героини Лизы, его супруги, воплотит Кристина Белоусова. Образ порядочного, безупречного поведения, самоотверженного человека честных правил Виктора Каренина, друга семьи и будущего супруга Лизы, изобразит на сцене Александр Васильев. По-толстовски «светский» человек, элегантный, обладающий сдержанной нежностью, неоднозначный князь Абрезков – в исполнении Михаила Разумовского. Мать Виктора Каренина, Анна Дмитриевна, утончённая дама из высшего общества – Елена Перцева. Беспокойная, умудрённая опытом матушка Лизы, Анна Павловна – Марина Рубина. Судебный следователь, не лишённый чуткости – Роман Ушаков. Яркая, страстная цыганка Маша, на некоторое время ставшая отдохновением души для Протасова – Мария Мельникова. Взволнованная, чуткая Саша, младшая сестра Лизы – Мария Когутницкая. Роль Адвоката Вознесенского будут в разное время исполнять Олег Гаянов и Олег Сенченко. Спиридоныча, помощника судебного следователя сыграет Илья Мозговой. И чиновника духовной консистории сыграют в разное время Евгений Бойцов и Вадим Франчук.
Сценическая версия – Олег Богаев. Сценография – Николай Слободяник. Костюмы – Ника Велегжанинова.
Постановка спектакля «Живой труп» не случайна для Театра имени Андрея Миронова. О спектакле говорит художественный руководитель театра Влад Фурман: «Постановка спектакля “Живой труп” обсуждалась ещё при жизни Рудольфа Давыдовича. И для постановки пригласили Юрия Цуркану – в репертуаре театра сегодня идут его замечательные спектакли, и он поддерживает ту традицию театра, которую продвигал Рудольф Давыдович. Спектаклем занимается художник-постановщик Николай Слободяник и сценическую версию по мотивам пьесы делает Олег Богаев. А среди актёров – Алексей Морозов, Олег Гаянов, Елена Перцева.
Эта пьеса актуальна и сегодня. Лев Николаевич Толстой очень острый писатель, классик мирового уровня, всегда исследовал насущные темы, и в пьесе речь идёт о лжи, правде, совестливости, внутренней свободе.
Само название уже содержит в себе конфликт – “Живой труп”. Это напряжённое сочетание, оксюморон. И этот спектакль, эта пьеса – в них традиция русского театра, глубокого, философского и, в то же время, живого. Пьеса ставит вопросы о человеке в обществе, о том, как и почему он смог дойти до принятия конкретных решений. Времена меняются, но природа человеческая – нет, желания и потребности остаются, лицемерие сохраняется, но и поиск внутренней правды и честности. “Живой труп” – это парадокс, и Олег Богаев предпринимает попытку изобразить сегодняшний взгляд на пьесу, но при этом она не будет осовременена. Мы уходим от архаичного текста, пытаемся свежим взглядом посмотреть на проблему пьесы.
В своё время Федю Протасова в “Живом трупе” играл Николай Симонов. Первый актёр, которого Рудольф Давыдович пригласил на свой первый концерт. Поэтому для нас здесь есть связь и с Рудольфом Давыдовичем, и с традицией Театра имени Андрея Миронова, где сохраняется память о великих актёрах».