
«Негосударственные театры не должны «христорадничать»…
2 июня в театре имени Андрея Миронова прошла запись 85-й программы «Театральная гостиная» с участием Игоря Скляра, совместного проекта театра и телеканала «Санкт-Петербург». И одновременно она стала первой «Театральной гостиной» в условиях эпидемии короновируса. С 19 марта 2020 года и по сей день все российский театры зак-ры-ты. И как нам существовать?
Даже государственные театры выживают с трудом. Ведь там утверждённый бюджет и оплата артистов по тарифной сетке. А все надбавки идут от выручки, от проданных театральных билетов. А выручки-то нет. Что же делать в такой ситуации негосударственным театрам?!
Я 32 года назад создал в России негосударственный контрактный театр. Русский психологический театр с западной контрактной моделью. И мы существуем до сих пор. У нас тридцать два названия в репертуаре. Триста два спектакля мы играем в год. Каждый день поднимаем занавес! И такие театры тоже есть в Петербурге. Не только в Петербурге, но и в других регионах страны. У нас в Петербурге замечательный театр «Особняк», замечательные театры «Остров», «За Черной речкой», «Алеко». Которые имеют стационары. И как нам сейчас существовать?
А нестационарные театры? Знаменитый«Комик-трест» Наташи Фиссон, "Такой театр"? Или совсем молодые — студия «Театр-класс», или СХТ? Нестационарные театры часто арендуют помещения на выручку от проданных билетов. И на выручку же существуют, создают спектакли. Сегодня всего этого нет.

Две недели назад я обратился в Администрацию Президента, в Правительство России, к Министру культуры России. О том, что таким театрам необходимо помочь. Но мне правильно говорят — на культурной карте России их нет, нет негосударственных театров, нет некоммерческих негосударственных учреждений культуры.
А у нас ведь не только частные театры. У нас прекрасные частные музеи, галереи. У нас много некоммерческих организаций, которые несут знамя культуры. И это всё сегодня прекратилось. Что делать? И я обращаюсь сегодня к тем, от кого зависит судьба этих учреждений культуры. И самое главное меня услышали. Меня услышал губернатор Санкт-Петербурга А.Беглов, который выпустил распоряжение по оказанию поддержки негосударственным некоммерческим учреждениям культуры в Санкт-Петербурге.
Кроме негосударственных театров, у нас есть замечательные в России частные театральные издания — в Москве, в Петербурге, в Новосибирске. Ведь главный «потребитель» этих театральных журналов — зритель в театре. А как сегодня продать эти журналы, когда театры не работают, ведь показа спектаклей нет. И даже если в скором времени театры смогут открыться, как пережить это время простоя? Надо и об этом подумать. Надо подумать обо всех учреждениях культуры, которые несут пользу. В первую очередь — его величеству зрителю.
10 июня 2020 г. у меня состоялся очень большой разговор и с Министром культуры России О.Б.Любимовой, и с нашей петербурженкой, заместителем Министра культуры А.Ю. Маниловой. Сегодня они всё делают для того, чтобы поддержать негосударственные театры.
И я благодарен Михаилу Швыдкому, который сегодня поддерживает институт негосударственных театров. Когда он был министром культуры (а это было много лет назад), он знал о существовании негосударственных театров, и я его неоднократно приглашал в наш театр имени Андрея Миронова. Но тогда ему, наверное, было не до негос.театров, у него были другие заботы. А сейчас, когда он стал сам хозяином негосударственного частного театра — Московского театра мюзикла, он понял, как нам всем тяжело существовать. И я ему благодарен, что сейчас, в тяжелые минуты для культуры, он поддерживает весь «сектор» негосударственных театров. А их много в России — в Новосибирске, и в Екатеринбурге прекрасный театр Николая Коляды, который два месяца вел канал на Ютубе, чтобы хоть как-то собрать деньги для своих артистов. Молодежь называет это сегодня «донатить», а Коляда с экрана горько назвал — «христарадничать». Я не хочу, чтобы такой деятель культуры как Коляда оставался сегодня без помощи. У нас пьеса в театре идет «Баба Шанель», он был у нас на репетиции в театре, и сегодня я хочу вместе ним поднять эту важную тему — поддержки негосударственного театра.
Я думаю, что меня все услышали. 10 июня 2020 г. Алла Юрьевна Манилова сказала, что они начали готовить реестры негосударственных театров, уже получили информацию из Новосибирска, надеюсь, скоро получат и из Петербурга. Мы составили реестр негосударственных театров — 19 стационарных, 18 нестационарных (арендующих сценические площадки). Я имею сейчас ввиду именно театров. Это важно. В Петербурге 30 негосударственных музеев, галерей и выставочных залов. Вся информация должна быть предельно ясной, мы должны знать какую сумму надо просить у Правительства. Потому что есть стационарные театры, где площадь 1000 м.кв., 2000 м.кв., а есть 4000 м.кв. и так далее… Поэтому надо подойти очень точно, чтобы каждая копейка попала в нужное «русло» театральной культуры.

«В такое тяжелое время, во время самоизоляции, самыми востребованными, получившими огромный зрительский отклик стали именно «тяжелые» спектакли»
Мне захотелось это сказать именно после проведения такой нестандартной «Театральной гостиной» с Игорем Скляром, где среди гостей у нас в театре были и соблюдающие соц. дистанцию зрители-артисты, и театральные куклы. Я хочу быть услышанным всеми. И давайте верить в то, что всё в жизни и в театре будет хорошо. Скоро театры гостеприимно откроют свои двери и покажут спектакли.
А пока мы продолжаем вести он-лайн трансляции — с 4 апреля 2020 г. и по сей день мы показали более 60 спектаклей. Это были только СВОИ трансляции, свой, так сказать, «контент» — спектакли, которые шли в течение многих лет на сцене нашего театра, и которые идут сейчас.
И я рад, что у нас в эти месяцы были «он-лайн аншлаги», много зрителей — и на «Мадам Бовари», и на «Медее», «Обломове», «Сценах супружеской жизни», «Беге», «Палате №6», «Вишневом саде». Замечу сейчас одну особенность, которая меня поразила. В такое тяжелое время, во время самоизоляции, самыми востребованными, получившими огромный зрительский отклик стали именно «тяжелые» спектакли — «Бег», «Палата №6», «Маленькие трагедии», «Трамвай желание»…
Нас смотрели и смотрят в разных уголках мира. Спасибо, товарищ зритель.