"СОРОК ПЕРВЫЙ"

"БАБА ШАНЕЛЬ"

ПРЕМЬЕРА

"ИГРОКИ"

"МУЗЫКА НЕБЕС"

"АКАДЕМИЯ СМЕХА"

"МЕДЕЯ"

СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА

Мадам Бовари

РЮИ БЛАЗ

ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА

"БАБА ШАНЕЛЬ"

Трамвай "Желание"

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ

Господа Г...

Ах, какая это была удивительная игра!

Красавец-мужчина

Палата №6

Красотка и семья

Гупёшка

Вишнёвый сад

Рудольф Фурманов

 

Американцы свято верят, что у Бога для каждого припасен Шанс, но Богу нужно помочь (нас много — Он один), и потому надо оказаться в правильном месте и в правильное время. Место и время — и ничего больше — это так просто.

 

Твой шанс — твой характер, редкий дар от Бога. Тебе не было на кого надеяться, да и не было на кого пенять. Жизнь есть жизнь, со своими заморочками. Всё, что есть в твоём активе: твоё дело, твой дом и твои друзья — это всё плод твоих рук и твоего характера. Тебе, Рудольф, есть с чем себя поздравить. 

 

Людмила и Юлиан, Игорь и Маша, а также Анастасия Игоревна ПАНИЧИ
Американцы в Париже

Дмитрий Светозаров. Парадокс об актёре

Кто-то умный обратил внимание на удивительное

обаяние цитат и эпиграфов.

Найти точное и яркое словесное выражение для собственной мысли — дело нелёгкое. А вот чужие слова — пускай они и не очень точно «рифмуются» с этой самой мыслью — действуют на вас гипнотически, как давно вами искомая и, наконец, найденная чеканная формула. К тому же озарённая славой и авторитетом своего автора.

Поэтому не удержусь от пространной цитаты:

«Психологический комментарий Флобера, Толстого, Достоевского, Пруста — всё равно это интерпретация, т.е. нечто, находящееся вне рассматриваемого

предмета. Непосредственное же состояние сознания, его разрез и моментальный образ — вещи еще не существующие (в литературе — Д.С.) и на которые еще нет примеров. Никакие ассоциации слов, никакие слова (даже нечленораздельные) всё равно не равны таинственной материи сознания, непостижимой, неразложимой, последней реальности жизни»

Это написала о литературе ещё в середине 30-х замечательная Лидия Гинзбург, но это имеет прямое отношение к нашей теме.

Ни в одном глубокомысленном трактате — от Станиславского до Мейерхольда, от Михаила Чехова до Питера Брука я не нашёл и намека на психологическую, а, может быть, даже психическую природу актёрского дарования. Все рациональные попытки объяснить этот загадочный феномен так или иначе касаются лишь актёрской техники. Но никакой алгеброй разума не поверить лишь едва угадываемую мной тайну гармонии лицедейства, которой — на самом деле — обладают лишь немногие из тысяч играющих ныне в кино и на театре.

В основе актёрской тайны — на мой взгляд! — лежит способность к внутреннему двойничеству, умение выращивать внутри себя некое alter ego, обладающее всеми чертами экранного либо сценического персонажа и в то же время органически, психофизически связанное с личностью актёра. Эту парадоксальность актёрской игры — перевоплощаясь, оставаться самим собой — впервые сформулировал еще Дидро, у которого я беспардонно и позаимствовал название, однако я настаиваю на том, что у больших артистов этот процесс проходит интуитивно, на уровне подсознания.

 

Как мать, вынашивая ребенка, отдает ему свои наследственные гены, так и актёр, работая над образом, рождает своего двойника, который несёт в себе черты своего создателя, пусть порой и не осознаваемые им.

 

Здесь ключевое слово — «интуитивно», и ей, этой самой интуицией, помогающей тонко настраивать весь сложнейший психофизический аппарат актера, обладают немногие. И к ним — как не покажется некоторым парадоксальным — принадлежит и Рудольф Фурманов.

 

Парадоксальна уже сама судьба этого человека.

Нескладный блокадный ребёнок, перенёсший тяжёлую психологическую травму во время жестоких бомбежек Ленинграда, с нечёткой дикцией, нигде и никогда не учившийся профессионально актёрской профессии, вдруг — к неудовольствию многих завистников — достигнув едва ли не пенсионного возраста, стал одним из самых востребованных питерских артистов.

 

Я познакомился с Фурмановым в 1999 году, когда искал исполнителя на роль Филарета для только «раскручивающегося» сериала «Агент национальной безопасности» (в скобках сообщу, что этот самый Филарет сделал его всероссийски популярным и узнаваемым). Меня сразу же поразило его лицо — словно гуттаперчевое, изборожденное морщинами, необычайно пластичное. Словно скульптор, я любовался этим самым лицом, снимая крупно губы, рот Фурманова, его глубоко посаженные глаза-буравчики. Тогда я ещё не знал, что подобно хамелеону,

меняющему цвет, Фурманов способен, одному ему понятными (а, быть может, — странная догадка — и непонятными ему самому?) способами придавать этому лицу то легкий оттенок коварства, то выражение лучащейся доброты, веселой

хитрецы или холодной жестокости. Причём делать это почти незаметно для зрителя, абсолютно органично. Это его качество — предельная органичность — особенно, а, быть может, исключительно драгоценна для кинематографа с его диктатом крупного плана, требующего от актёра максимальной искренности и достоверности.

 

Невнимательному зрителю может показаться, что Рудольф Фурманов во всех своих ролях играет самого себя. Парадокс — опять парадокс! — заключается в том, что этот зритель отчасти прав. Дело в том, что Фурманов действительно всегда играет самого себя, Только в каждой своей роли он по-разному настраивает сложный «оркестр» своих качеств —физических, психических, душевных, наконец — так, чтобы этот самый оркестр зазвучал по партитуре образа. Происходит ли настройка сознательно или интуитивно — это его тайна. Но в результате возникает удивительная по разнообразию галерея ролей — неважно, маленьких или главных! — от того же Филарета до масочного Дьявола о десяти лицах из «Танцора», от жестокого Генерала КГБ из «Фаворского» до добрейшего профессора-психолога из «Мать-и-мачехи» — сериала, премьера которого состоялась на канале ОРТ.

Я начал это короткое размышление о парадоксе — или, если хотите, о загадке Рудольфа Фурманова — с короткого дифирамба цитатам и эпиграфам. И вот, заканчивая его и признавая, что ограничился только догадками, я вновь возвращаюсь к цитате из Лидии Гинзбург, лишь едва изменяя ее.

 

«Никакие ассоциации слов, никакие слова всё равно не равны таинственной материи актёрского таланта, непостижимого, неразложимого»…

Будучи убежденным атеистом, я, тем не менее, вынужден признать — тайну истинного актёрского таланта знает только Господь! Аминь.

фильмы и спектакли о рудольфе фурманове





Биография

Рудольф Фурманов родился до середины бурного и сурового столетия – в первой половине ХХ века. Его биография так же беспокойная, как и время, в которое он начал свою жизнь. 

Родился 22 октября 1938 года в Ленинграде в семье интеллигентов. В год и 2 месяца потерял мать. Тридцатилетняя красавица Елизавета Иванова, служившая на Гознаке, спортсменка, мастер спорта по прыжкам с парашютом, умерла от туберкулеза, как обязательно написали бы в дореволюционном романе – «от чахотки: болезни грусти и слез» (через полгода после рождения сына ее семья распалась).

 

Георгий Капралов, искусствовед и прекрасный театральный критик, запомнившийся миллионом телезрителей в качестве ведущего «Кинопанорамы», находившийся в родственных (хотя и не кровных) связах с Рудольфом Фурмановым, до последнего времени был единственным кто помнил Елизавету Иванову в жизни. Забегая иногда домой к родственникам мужа своей матери Любови Ивановой, урожденной Эркар, он заставал там молодую женщину. «Это была твоя мама, - рассказывал Георгий Александрович Р.Фурманову, - Она была очень красивой и очень печальной. И почти всегда плакала. Как раз в это время она расходилась с твоим отцом…» Умерла Елизавета Иванова в 1940-м году. Мамой маленькому мальчику стала старшая сестра матери, Мария Андреевна Громова, не позволившая отцу маленького мальчика Давиду Фурману отдать ребенка в детский дом. Когда сыну исполнилось три года, произошла самая страшная катастрофа прошедшего века – началась Великая Отечественная война. Будучи ребенком, пережил всю ленинградскую Блокаду. В возрасте 4 лет попал под бомбёжку.

 

Голодное детство, неустроенный послевоенный быт (ярко и безжалостно описанный Фурмановым в своих дневниках) компенсировались в мечтах и фантазиях послевоенного мальчишки, в чьем мире на главное место выходили не школа или игры во дворе (хотя играть он любил), а кино и театр, знакомство с влекущим миром которых началось с досконального изучения расклеенных по Ленинграду афиш. Он рос очень веселым, примечательно, что на всех детских фотографиях, кроме одной – блокадной – всегда улыбался.

Сниматься  в кино начал с детства. Его первые картины, в которых он появлялся в эпизодических образах коротко стриженных дворовых пацанов входят сегодня в золотую коллекцию послевоенных детских фильмов. В первую очередь это, конечно, «Первоклассница» Ильи Фреза, «Кортик» Владимира Венгерова и Михаила Швейцера, «Алеша Птицын вырабатывает характер» Анатолия Граника.  Снялся более чем в семидесяти фильмах. Самые известные из них: «Собака на сене» и «Благочестивая Марта» (реж.Я.Фрид), «Большая игра» (реж.С.Аранович), «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (реж.В.Бортко), «Бандитский Петербург» (реж.В.Сергеев), так и не увидевшая пока большого экрана «фильма-тайна» Р.Качанова «Псевдоним для героя», «Мангуст» (реж. К.Капица), фильмы Дмитрия Светозарова «Агент национальной безопасности», «По имени Барон…», «Танцор», «Три цвета любви», «Фаворский», «А.Д.», «Ищите деньги», «Мать-и-мачеха», «Снегурочка», фильмы А.Лебедева «Фуфло», «Дилер» и «Личные обстоятельства». Отдал дань и знаменитым питерским сериалам «Литейный, 4» и «Улицы разбитых фонарей». В 2013 году был приглашен художником и режиссером Александром Адабашьяном для озвучания закадрового текста Автора в кинофильме «Собачий рай».

В 1962—1964 гг. учился на театроведческом факультете Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского. Окончил Северо-Западный Политехнический институт.

В 1988 году основал в Ленинграде театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, соединивший в своей модели традиции русского регулярного репертуарного театра и контрактную модель антрепризы. В течение первых 8 лет постановки велись на разных сценических площадках, а в 1996 году театр получил постоянный адрес в Доме с башнями на Петроградской стороне.

 

Рудольф Фурманов – яркий театральный актер. С 1988 года и по сегодняшний день на сцене Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова им создано более пятнадцати разноплановых драматических ролей. В его сложном артистическом таланте контрастные краски,  которыми он умело пользуется, расставляя точные акценты в сценических образах. При редкой способности гротескно решать свои роли, у Фурманова есть дар, который мало кому достается без труда,  просто «по факту рождения» – он фантастически органичен на сцене. Как в роли отчаянного папаши Головлева в «Господах Головлевых» М.Е.Салтыкова-Щедрина, истового шарлатана-гипнотизёра Гросмана в «Плодах просвещения» Л.Н.Толстого, в котором непонятно чего больше: откровенного шарлатанства или артистизма, циничного и вместе с тем очень человечного «Беса» Неизвестного из спектакля «Пучина» А.Н. Островского и полярного Неизвестному деликатнейшего, нелепого и мудрого Гипнотизера Лебедева из «Детектор лжи» Василия Сигарева, гротескного Генерала из спектакля Е. Баранова "Два часа в благородном семействе" по пьесе Александра Амфитеатрова.

Фурманов прекрасно чувствует современную драматургию, язык, нерв и  стиль Сигарева. И еще в артистическом арсенале артиста на сцене проявляется репризность в самом качественном ее театральном применении. Потому что Фурманов – актер, имеющий гигантский опыт работы на концертной эстраде, в тесном актерском партнерстве с корифеями русского театра.  

 

Путь в театр у Фурманова начался именно на эстраде. Начиная с 1958 года, в драматических отрывках и сценах, ему повезло быть партнером Вадима Медведева, Николая Симонова, Евгения Леонова, Анатолия Папанова, Евгения Лебедева, Владислава Стржельчика, Юрия Яковлева, Михаила Козакова. Это и были его «театральные университеты». Этой части своей жизни он посвятит спектакль «Ах, какая это была удивительная игра!» и книгу «Из жизни сумасшедшего антрепренера», вышедшую в свет в 1998 году в издательстве «Белое и черное», где с дотошностью театрального летописца расскажет о дружбе с великими артистами ХХ века: Н.Симоновым, А.Райкиным, Е.Леоновым, А.Мироновым, И.Смоктуновским, Е.Лебедевым, В.Медведевым, В.Ковель,  А.Папановым, Ю.Никулиным, З.Гердтом, С.Филипповым, Г.Товстоноговым, М.Ульяновым, В.Стржельчиком, Алисой Фрейндлих, Ю.Яковлевым, В.Лановым, О.Басилашвили, М.В.Мироновой, о жизни этих замечательных людей, в ее повседневных проявлениях, а не только в моменты триумфа на сцене.

 

Рудольф Фурманов – умный, тонкий литератор. Страсть к печатному слову не менее сильна в нем, чем артистическая стезя.  В 2003 году родилась его вторая книга – театральный роман «Неугомонный» в двух частях, куда полностью вошла и первая книга автора «Из жизни сумасшедшего антрепренёра», и новая ее часть «Неугомонный». В 2008 году была издана третья книга, получившая,  по подсказке Валерия Золотухина, название «Жизнь и происшествия Рудольфа Иванова». В  начале 2013 года вышла в свет четвертая книга Фурманова: «Мне снится сон: Андрюша был спасен…», полностью  посвященная другу автора – артисту Андрею Миронову. 

 

Бури и испытания в личной жизни только укрепляли его. В браке с Галиной Фурман (ур.Булановой) 5 марта 1969 года у Рудольфа Фурманова родился сын Владислав, ныне известный театральный и кинорежиссер Влад Фурман, главный режиссер театра имени Андрея Миронова. Из-за ранней потери любимой Р.Фурманов остался один с тринадцатилетним сыном. Один сына и воспитал. В 63 года круто поменял свою жизнь, женившись на 29-летней Диане Кузьминовой, враче. Примечательно, что сын и последняя жена Фурманова родились в Ленинграде в один день, месяц и год.  18 ноября 2003 года у супругов родилась дочь Елизавета, которая с четырех лет выходит в детских ролях на сценические подмостки театра. Рудольф Фурманов – родоначальник целой театральной династии. Его внук Алексей Фурманов окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс з.а.России Сергея Бызгу), артист Академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.

 

Сегодня Рудольф Фурманов – актёр, режиссёр, антрепренёр, создатель Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, основатель Российской Национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (учреждена 8 марта 2011 года).

 

Народный артист России (2008), заслуженный деятель искусств России (1998), лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга (2012). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013) и III степени (2018), Лауреат премии Правительства России за создание Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова.

 

Он – многолик и ярок. Харизматичен, как любят говорить журналисты. Его роли в кино в фильмах Алексея Лебедева «Дилер» и «По личным обстоятельствам» и Дмитрия Светозарова «Снегурочка» по новому раскрыли его актерский диапазон.

 

На страницах сайта театра о работе с Фурмановым на съемочной площадке, о его ролях рассказывают коллеги, кинорежиссеры, составляющие славу отечественного кинематографа, у которых снимался артист Фурманов. Это Д.Светозаров, В.Бортко, С.Аранович, А.Лебедев. И Александр Сокуров, кинорежиссер, у которого он еще не снимался, но который видел его актерские работы на экране. Впечатлением о сценических работах артиста делится писатель, драматург Татьяна Москвина и академик РАГН, доктор искусствоведения Лев Иосифович Гительман. О работе с Р.Фурмановым рассказывают театральные режиссеры Валерий Фокин и Андрий Жолдак.

 

Лена Вестергольм


Авторские программы

театральная гостиная рудольфа фурманова

Избранное

С ВАЛЕНТИНОМ ГАФТОМ

с алексеем петренко

с владимиром васильевым

с валерием гергиевым

с Марией мироновой

с теодоросом терзопулосом

с еленой камбуровой

Проект "Театральная гостиная Рудольфа Фурманова" создан в содружестве Р.Д.Фурманова, Театра имени Андрея Миронова и телеканала "Санкт-Петербург".

 

Уникальный авторский проект родился 28 сентября 2014 года, когда в эфир вышла первая Театральная гостиная. Её героем стал Валентин Гафт. С тех пор создано более ста программ. Каждая гостиная имеет оригинальный формат, ее продолжительность около двух часов. Включает в себя тщательно отобранный фото- и видеоматериал, историческую кинохронику.

 

Каждая программа позволяет автору развернуть историю Пути героя (а в центре программы оказывается именно "путь") в контексте развития не только театра и кино, но и всей жизни страны как в прошлом, так и в настоящем.

 

Автор держит в руках эти связующие нити фактов, ассоциаций, личных воспоминаний, иногда бережно, а иногда запальчиво разговаривая с героем своей программы. И диалог с Георгием Тараторкиным или с Алексеем Петренко позволяет поднять подробный разговор о ТЮЗе Корогодского, Театре имени Ленсовета времен Владимирова,  ленинградских театров того времени, а работа Тараторкина в театре имени Моссовета раскрывается в разговоре о Ю. Завадском, Раневской и Плятте.

 

В Театральной гостиной Рудольфа Фурманова есть неповторимая интонация причастности. И удивительно уважительное отношение к героям. Здесь нет "вывихнутых" надуманных вопросов, есть неподдельный живой разговор, за которым встают эпохи — театры, творцы, фильмы, роли, события, из которых и складывается Путь героя.

 

Круг героев неограничен пристрастиями самого автора. Вместе с Олегом Басилашвили, Светланой Крючковой, Людмилой Максаковой, Ларисой Голубкиной в Театральной гостиной героями были и Константин Богомолов, и Андрей Могучий, и Алла Демидова, чьи взгляды на развитие театра диаметрально противоположны с Автором. Отстаивая свою систему координат, Фурманов не дает "кануть в Лету" сотням имен, событий, и без напора, одним контекстом часто убеждает в поверхности и сиюминутности "современных открытий".

 

Театральная гостиная транслируется в основных пакетах "Триколор" и "НТВ-плюс", любима зрителями, судя по многочисленным письмам, которые приходят в театр.

 

Трансляция гостиной ведется из Большого репетиционного зала театра, отремонтированного в 2014 году и "освященного" репетициями спектакля "Мадам Бовари" Андрия Жолдака, подлинным творческим процессом.

 

Петербург, площадь Льва Толстого являются постоянным живым фоном программы Фурманова. Огромное историческое окно в Доме с башнями архитектора А. Белогруда, напротив которого располагаются собеседники, открывает зрителям ежедневное течение питерской жизни. Случаются за этим окном и мистические вещи. Так во время рассказа режиссера Андрея Могучего о спектакле "Гроза", голубое небо мгновенно затянули тучи, и за окном началась самая настоящая гроза. 

 

В Театральной гостиной нет так называемой "подсадки". Гостями становятся петербургские артисты разных поколений, студенты творческих вузов. Может быть поэтому энергетика гостиной "переходит" через экран. Постоянный участник программы Фурманова з.а.России Олег Куликович, который дарит герою стихотворение, удивительным образом отражающее опять таки путь героя.

 

За прошедшее время собеседниками в Театральной гостиной стали Владимир Васильев, Валерий Гергиев, Николай Цискаридзе, Юлия Пересильд, Мария Миронова, Валерий Фокин, Сергей Маковецкий, Римас Туминас, Александр Сокуров, Марина Александрова, Алла Демидова, Алексей Петренко, Ольга Волкова, Николай Лебедев и Алексей Учитель, Николай Мартон и Татьяна Пилецкая, Елена Камбурова и Евгений Князев, Эдгард Запашный и Максим Никулин, Сергей Безруков, Станислав Любшин, Константин Богомолов и Андрей Могучий.

 

Переходите на страницу Театральной гостиной Рудольфа Фурманова, выбирайте героев и начинайте просмотр. 

 

На страницу Театральной гостиной Рудольфа Фурманова

 


у меня еще есть адреса...

Избранное

вадим медведев

Авторская программа Рудольфа Фурманова "У меня еще есть адреса" выходила на ТРК "Петербург" с 1999 по 2001 гг.

И была посвящена людям, с которыми связана вся творческая жизнь Фурманова. Артистам, которых он боготворил, с которыми работал и выходил на сцену.

 

Творцам, составившим славу российского искусства: Николаю Симонову, Евгению Лебедеву, Иннокентию Смоктуновскому, Вадиму Медведеву, Александру Хочинскому, Юрию и Андрею Толубеевым, Георгию Товстоногову, Андрею Миронову, Анатолию Папанову, Николаю Караченцову, Владимиру Татосову, Николаю Трофимову, Сергею Филиппову и др.

Всего создано тридцать программ.

Продолжительность программы 26 мин.42 сек.

 

На страницу программы Рудольфа Фурманова

"У меня еще есть адреса"


Роли в театре

  • 1998 — «Из жизни сумасшедшего антрепренёра» — Антрепренёр, Режиссёрско-постановочная группа: Александр Товстоногов, Влад Фурман, Валерий Дегтярь
  • 1999 — «Наследник Лаптев» А.Хмелика — Отец Лаптева, Режиссёр Владимир Каминский
  • 2000 — «Безумный день, или непровинциальный бенефис» — Абитуриент, Режиссёр Рудольф Фурманов
  • 2001 — «Ах, какая это была удивительная игра!» — Автор, Режиссёр — Михаил Мокиенко, постановка Рудольфа Фурманова (в репертуаре)
  • 2002 — «Колдун» Э.Уоллеса — Адвокат Уильям Мертенс. Режиссёр — Валерий Гришко
  • 2004 — «Сенная лихорадка» Н.Коуарда — Драматург Дэвид Блисс. Режиссёр — Наталья Колотова
  • 2005 — «Господа Головлёвы» М.Е.Салтыкова-Щедрина — Владимир Михайлович Головлёв, Режиссер — Влад Фурман
  • 2006 — «Пучина» А.Н. Островского — Неизвестный. Режиссёр — Лауреат премии Онежская маска, премии им. Е. А. Лебедева Юрий Цуркану (в репертуаре)
  • 2007 — «Детектор лжи» Василия Сигарева — Гипнотизёр Николай Николаевич Лебедев, Режиссер — Валерий Гришко (в репертуаре)
  • 2009 — «Исхитрилась, или Плоды просвещения» Л.Н.Толстого — Гросман, Режиссёр — Юрий Цуркану
  • 2010 — «Паола и львы» («Сублимация любви») А. де Бенедетти — Леоне Саваста, Режиссёр — з. а. России Евгений Баранов
  • 2012 — «Голый король» Евгения Шварца — Первый министр, Режиссёр — Юрий Цуркану
  • 2017 — «Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь»  Александра Амфитеатрова — Генерал, Режиссёр — Евгений Баранов (в репертуаре)
  • 2018 — «Соломенная шляпка»  Эжена Лабиша, Николая Шереметева — Бопертюи, Режиссёр — Вадим Милков-Товстоногов
  • 2018 — «Свадьба за свадьбой» А. П. Чехова и Бертольда Брехта — Дымба, грек, Режиссёр — з. а. России Евгений Баранов
  • 2019 — «Одиссея 1936» («Иван Васильевич») по одноимённой пьесе М. А. Булгакова — Антон Семёнович Шпак, Режиссёр — Константин Богомолов (в репертуаре)

Роли в кино

  • 1948 — «Первоклассница» — Мальчишка в Марусином дворе, режиссёр Илья Фрэз
  • 1950 — «Счастливое детство» — Пионервожатый, режиссёр Ефим Дзиган
  • 1952 — «Алёша Птицын вырабатывает характер», Старшеклассник, режиссёр Анатолий Граник
  • 1954 — «Кортик» — Беспризорник, режиссёры  Владимир Венгеров, Михаил Швейцер
  • 1956 — «Пролог» — Эпизод, режиссёр  Ефим Дзиган
  • 1957 — «Балтийская слава» — Юноша, режиссёр Ян Фрид
  • 1965 — «Иду на грозу» — Студент,  режиссёр Сергей Микаэлян
  • 1965 — «Первая Бастилия» — Бастующий, режиссёр Михаил Ершов
  • 1966 — «Принимаю бой» — Оратор, режиссёр Сергей Микаэлян
  • 1973 — «Мир Николая Симонова» — Слово об актёре, режиссёр Владимир Шредель
  • 1975 — «Собака на сене», — Одноглазый, режиссёр Ян Фрид
  • 1978 — «Завьяловские чудики» (новелла “Версия”) — Метрдотель,  режиссёр Валерий Гурьянов
  • 1981 — «Благочестивая Марта» — Начальник стражи, режиссёр Ян Фрид
  • 1985 — «Последняя дорога»  — Помощник Дубельта, режиссёр Леонид Менакер
  • 1988 — «Большая игра» — Бенджамен Уфер, режиссёр Семён Аранович
  • 1991 — «Фуфло» — Конферансье, режиссёр Алексей Лебедев
  • 1998 — «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» — Артём, администратор, режиссёр Владимир Бортко
  • 1998 — «Хочу в тюрьму» — Буфетчик, режиссёр Алла Сурикова
  • 1999-2001 — Фильмы телесериала «Агент национальной безопасности»: «Легион», «Доктор Фауст», «Медуза Горгона», «Наследник», «Ловушка», «Человек без лица», «Клуб "Алиса"», «Игра», «Падишах» — Аркадий Михайлович («Филарет»), режиссер Дмитрий Светозаров
  • 2001 — «Бандитский Петербург. Фильм 3. Крах Антибиотика» — Григорий Анатольевич Некрасов («Плейшнер»), режиссер Виктор Сергеев
  • 2001 — «Улицы разбитых фонарей (фильм «Мягкий приговор») — Альфред Адамович Мозель,  режиссер Кирилл Капица
  • 2001 — «По имени Барон» — Вота, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2002 — «Танцор» — 10 ролей: Режиссёр, Поэт Афанасий Фет, Дачник, Проводница, Кармен, Тореодор, Джокер, Мефистофель, Фрак, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2003 — «Три цвета любви» — Поляков, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2003 — «Мангуст» (фильм «Страсти по маркизу»), — Бокучава, режиссёр Кирилл Капица
  • 2005 — «Опера. Ищи деньги» — Эдуард Грулёв, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2005 — «Фаворский» — Генерал, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2008 — «Дорожный патруль» — Фридман, режиссёр Юрий Цуркану
  • 2008 — «Дилер» (фильмы «Подделка» и «Медные всадники») — Полтораки, режиссёр Алексей Лебедев
  • 2008 — «А.Д.» — Гуру, Издатель, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2009 — «Литейный, 4» (фильм «Сканер») — Михалыч, режиссер Андрей Коршунов
  • 2009 — «Возмездие» («Максим Платов») — Шилов, полковник милиции, режиссёр Кирилл Капица
  • 2011 — «Личные обстоятельства» — Игорь Михайлович Муромцев, адвокат, режиссёр Алексей Лебедев
  • 2011 — «Мать-мачеха», — Аркадий Ильич, психолог, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2013 — «Снегурочка», — Главный режиссёр, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2013 — «Собачий рай» — От Автора, сценарист Александр Адабашьян, режиссёр Анна Чернакова 
  • 2014 — «Душа шпиона» — Учитель математики, русский эмигрант в Париже, режиссёр Владимир Бортко
  • 2014 — «Бабье лето» — Оригинал, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2014 — «Не ждали» — Илья Ильич Князев, флейтист, сценарист и режиссёр Виктор Мережко, 
  • 2014 — «Гена-Бетон» («Псевдоним для героя») — Главный режиссёр, сценарист Андрей Кивинов, режиссёр Роман Качанов-младший, фильм находился в производстве с 2008 г.
  • 2015 — «Морские дьяволы» («Морские дьяволы. Смерч. Судьбы 2». Фильм «Лабиринт») — Аркадий Ильич, режиссёр Владимир Койфман
  • 2018 — «Тень» — Генерал, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2018 «Петербург. Любовь. До востребования» — Исаак Михайлович, блокадник в коммунальной квартире, режиссёр Дмитрий Светозаров
  • 2019 — «Агент национальной безопасности. Возвращение» — Филарет, режиссёр Дмитрий Светозаров

Роли на эстраде

1958-1988  — В концертных программах Народного артиста РСФСР Вадима Медведева: 

  • Хозяин гостиницы («Покинутая» М.Морея, французская миниатюра, Муж – Вадим Медведев, Жена – Валентина Ковель)
  • Илья Тараканов в сценах из пьесы В.Розова «Традиционный сбор» (Усов – Вадим Медведев,  - Нина Ольхина)
  • Александр Адуев (сценическая композиция по инсценировке В.Розова романа И.Гончарова «Обыкновенная история», Адуев-старший )
  • Григорий Семин (маленькая пьеса В.Розова «Незаменимый», Авдей Валентинович, начальник цеха – Вадим Медведев)

1969-1972  — В концертных программах Народного артиста СССР Николая Симонова: 

  • Секретарь следователя (сцена из пьесы А.Штейна «Тяжкое обвинение», Логинов, директор завода – Николай Симонов, Первый секретарь Обкома партии – Василий Меркурьев, Следователь – Аркадий Волгин)
  • Барон (сцена из пьесы М.Горького «На дне», Сатин – Николай Симонов)
  • Помощник следователя (10 картина из пьесы Л.Толстого «Живой труп», Федя Протасов  – Николай Симонов, Следователь – Михаил Никельберг, Каренина – Анна Белоусова)

1972-1993  — В концертных программах Народного артиста СССР Евгения Леонова: 

  • Прохожий (сцена из пьесы Ю.Принцева «Первый встречный», Дядя Костя – Евгений Леонов)
  • Племянник Куманькова (сцена из пьесы Л.Зорина «Энциклопедисты», Куманьков – Евгений Леонов, Кушаков – Анатолий Папанов, Михаил Волков, Владимир Татосов)
  • Костя, сын Ванюшина (сцена из пьесы С.Найденова «Дети Ванюшина», Ванюшин-отец – Евгений Леонов)
  • Сын (сцена из пьесы Б. Мысливского «Вор», Отец – Евгений Леонов)
  • Сцены из пьесы М.Шатрова «Диктатура совести» (монтаж сцен)

1972-1994  — В концертных программах Народного артиста СССР Владислава Стржельчика

  • Марин Миройю (сцена из пьесы М.Себастьяну «Безымянная звезда», Григ – Владислав Стржельчик, Мона – Нина Ольхина, Людмила Чурсина, Инна Варшавская, Валентина Панина)

1975-1988  — В концертных программах Народного артиста РСФСР Михаила Козакова

  • Александр Адуев (сцена из  инсценировки В.Розова по роману И.Гончарова «Обыкновенная история», Адуев-старший – Михаил Козаков)

1975-1994  — В концертных программах Народного артиста СССР Евгения Лебедева

  • Дживола (сцена из пьесы Б.Брехта «Карьера Артуро Уи», Уи – Евгений Лебедев, Актер – Владислав Стржельчик, Вадим Медведев)

1976-1987  — В концертных программах Народного артиста СССР Анатолия Папанова

  • Чуркин (сцена из пьесы С.Михалкова «Памятник себе», Почесухин – Анатолий Папанов)

1976-1993  — В концертных программах Народного артиста СССР Юрия Яковлева

  • Миша Кувалдин (Инсценированный рассказ А.П.Чехова «Дипломат», Аристарх Иваныч – Юрий Яковлев)

1981-1986  — В концертных программах Народного артиста СССР Аркадия Райкина

  • Участие в миниатюрах с А.И.Райкиным по скетчам М.Мишина и С.Альтова

Режиссёрские работы

  • 1958-1988  — Автор и режиссёр творческих вечеров и концертных программ театральных артистов «Ваш, выход товарищ Артист», «Поднимем занавес», «Избранное», «И, взвившись, занавес шумит».
  • 1971  — Автор и режиссёр театрализованного представления «Симонову – 70». БКЗ «Октябрьский», Ленинград
  • 1972 – Автор и режиссёр театрализованного представления «Весенние встречи» с участием Н.К.Симонова, А.Ф.Борисова, П.П.Кадочникова,  В.С.Ланового, Е.П.Леонова, Л.О.Гриценко, В.И.Стржельчика, Е.З.Копеляна, В.А.Медведева, Л.И.Голубкиной, В.П.Ковель, Н.Н.Трофимова и многих других. БКЗ «Октябрьский», Ленинград
  • 1974 – Автор и режиссер театрализованного представления «Поэма о Николае Симонове», Ленинградский концертный зал, ДК имени Ф.Дзержинского
  • 1978 – Автор и режиссер театрализованного представления «Всё начиналось с принцессы Турандот» с участием М.Ульянова, Ю.Яковлева, В.Ланового. Ленинградский концертный зал и другие театральные сцены
  • 1981 – Автор и режиссёр театрализованных представлений «Великий Шут» (А.И.Райкину – 70). БКЗ «Октябрьский», Ленинград, Государственный Концертный зал «Россия», Москва, Тамбовский драматический театр, Новосибирский Оперный театр
  • 1981 – Автор и режиссер спектакля «Поэма о Николае Симонове», Дом Ученых в Лесном, Ленинград
  • 1983 – Автор и режиссёр спектакля-концерта» Товстоногову – 70». Государственный Концертный зал «Россия», Москва, БКЗ «Октябрьский», Ленинград
  • 1990 – Автор и режиссер Гала-представления «Нет ничего краше Невского проспекта» с участием Эдиты Пьехи, Алисы Фрейндлих, Евгении Симоновой, Аллы Баяновой, Ларисы Голубкиной, Владислава Стржельчика, Евгения Лебедева, Семена Альтова, Михаила Мишина и многих других, БКЗ «Октябрьский», Ленинград
  • 1991 – Автор и режиссер спектакля-концерта «Белеет мой парус», Санкт-Петербургский театр имени Андрея Миронова на сцене БКЗ «Октябрьский» (в содружестве с А.Ургантом и А. Максимковым), Ленинград
  • 1992 – Автор и режиссер кино-представлений «Пьеса на экране» с участием Аллы Суриковой, Ольги Кабо, Марии Владимировны Мироновой, Николая Караченцова, БКЗ «Октябрьский», Санкт-Петербург 
  • 1997 – «Страсти по Вертинскому», Санкт-Петербургский  театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова»
  • 1997 – «Балаган во фраке и без фрака», Санкт-Петербургский  театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова»
  • 1998 – «Из жизни сумасшедшего антрепренёра», Санкт-Петербургский  театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова»
  • 2000 – «Безумный день, или Непровинциальный бенефис», Санкт-Петербургский  театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова»
  • 2001 – «Ах, какая это была удивительная игра!», Санкт-Петербургский  театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова»
  • 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 Режиссёр-постановщик Церемонии вручения Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро», Санкт-Петербургский  театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова»

Авторская работа на телевидении

  • 1989-1991  — Ведущий театральных сюжетов в программах «Пятое колесо» (телевизионные встречи с Игорем Горбачевым, Алисой Фрейндлих, Бруно Фрейндлихом, Марией Владимировной Мироновой), Ленинградское телевидение
  • 1990-1992  — «Петербургский ангажемент», Ленинградское телевидение

 

  • 1999-2001  — Авторская программа «У меня еще есть адреса…» (30 программа), Санкт-Петербургское телевидение

 

  • 1990-2012  — «Чтобы помнили» (фильм «Сергей Филиппов, ОРТ)
  • «Люди, ау!» (фильм о Сергее Филиппове, ТВЦ)
  • «Есть ли жизнь на Марсе» (фильм о Сергее Филиппове, Петербургское телевидение)
  • «Женщины Андрея Миронова» (ОРТ)
  • «Андрей Миронов» (Украинское телевидение)
  • «Анатолий Папанов» (ТВЦ)
  • «Аркадий Райкин» (Российское телевидение, телеканал «Культура»)

Фильмы о Рудольфе Фурманове

  • 2008 — Телевизионный фильм «Неугомонный!» (к 70-летию со дня рождения Р.Д.Фурманова, Российское телевидение, телеканал «Культура»)
  • 2013 — Телевизионный фильм «Парадокс об актёре. Рудольф Фурманов» (Российское телевидение, телеканал «Культура», режиссёр Ольга Дроздова)
  • 2018 — Телевизионный фильм «В погоне за прошлым»  (Российское телевидение, телеканал «Культура», режиссёр Ольга Дроздова)
  • 2018 — Телевизионный фильм «Один день из жизни Рудольфа Давыдовича"
    (Как проходят будни одного из самых знаменитых актеров Петербурга и страны, основателя и главного режиссера театра "Русская антреприза" им.А.Миронова? И может ли театральный деятель служить государству и искусству одновременно?»)   (режиссёр Дмитрий Светозаров)
  • 2018 — Телевизионный фильм «Человек-оркестр»  (режиссёр Сергей Шолохов)
  • 2018 — Телевизионный фильм «Планета Фурманов»  (генеральный продюсер Сергей Шитов, автор сценария и режиссёр Элеонора Тухарели)

Книги

  • «Из жизни сумасшедшего антрепренёра». Издательство «Белое и черное», 1998 г.
  • «Неугомонный!» Издательство «Белое и черное», 2003 г.
  • «Жизнь и происшествия Рудольфа Иванова» Издательство «Белое и черное», 2008 г. 
  • «Мне снится сон: Андрюша был спасён...» Издательство «Белое и черное», 2013 г. 
  • «Из жизни сумасшедшего антрепренёра». Издательство «Белое и черное», 2018 г. Третье издание, расширенное и дополненное.

пресса

Прошлое в будущем. К премьере спектакля Р. Фурманова "В погоне за прошлым"

Фото Ирины Тимофеевой

 22 октября 2020 года на сцене театра состоялась премьера спектакля "В погоне за прошлым". Этот спектакль — никакой не итог жизни и уж тем более не её творческое подведение. Это спектакль-импровизация. Он рассказывает или, скорее, мистически воскрешает перед нами, сидя­щими в зале (здесь и сейчас), живые лица, увы, ушедших уже гениев русской сцены.

 

 

Герои спектакля отобраны, видимо, душой. Потому что из великого окружения Фурманова выбрано только восемь. Это Николай Симонов, Вадим Медведев, Аркадий Райкин, Лебедев, Тов­стоногов, Стржельчик, Филиппов и Смоктунов­ский. С кем-то из них Фурманов прошёл всю жизнь (и творческую, и человеческую) рядом, с кем-то, как со Смоктуновским, сблизился только в конце жизни артиста.

 

Их портреты — творческие и человеческие сотканы из горячей эмоциональной памяти Авто­ра и сложены нехитрыми, казалось бы, способами: точным словом (которое актёр иногда ищет, при­щёлкивая пальцами), точной деталью (которая становится чертой характера того или иного ожи­вающего героя), личными вещями Товстоногова, Лебедева, Вадима Медведева, Николая Симонова (которые составляют вещественную, настоящую, а не бутафорскую среду этого уникального спекта­кля и иногда рассказывают о своем обладателе куда больше, чем иные пафосные монографии: портсигар Товстоногова, скульптурный барельеф работы Лебедева, катушечный магнитофон Вади­ма Медведева).

 

И ещё голоса. Которые время от времени на правах действующих лиц начинают действовать и вступают в прямые диалоги с самим Автором. Это рискованный, но очень сильный постановочный ход спектакля, когда после раздавшегося на гри­мерном столике звонка телефона из трубки мы слышим голос Райкина: «Доброе утро, Рудольф...» или Николай Симонов рассказывает ему же о сво­их съёмках.

 

Голос самого Рассказчика то глуховатый, то экспрессивный, держит в напряжении своих слу­шателей на протяжении более двух часов, застав­ляя хохотать, плакать, вспоминать, и дарит воз­можность вновь ощутить себя зрителями Смок­туновского, Лебедева, Стржельчика, Товстоногова.

 

В ткань спектакля тонко вплетены кадры видеоряда, и если на секунду закрыть глаза, соз­даётся точное — до мурашек — ощущение при­сутствия артистов, которых вы уже никогда не увидите на подмостках сцены. Видео здесь не ил­люстрация. Автор легко разговаривает со свои­ми героями на экране, те отвечают, играя с ним целые сцены. Они — там, он — здесь, с нами. Сейчас. Так играется «Обыкновенная история» с Медведевым, «Карьера Артуро Уи» с Лебедевым и Стржельчиком. И это одно из самых сильных ощущений от спектакля Фурманова. Может быть, потому, что рассказ о своих героях Фурма­нов вырастил не из критического разбора  их об­разов, а из точно соразмеренного эмоциональ­ного влияния своих героев на зрителей.

Он говорит о тех, кого знал много лет, будучи посвященным во все (или многие) их жизненные неурядицы и сценические триумфы. Здесь есть место и биографиям, точно отобранным неожи­данным фактам. Есть индивидуальный ракурс Автора на каждого из героев. Есть, наконец, уни­кальный документальный фильм, снятый вместе с Сергеем Филипповым, где главные герои — они сами. А основной гомерически смешной кон­фликт — подготовка встречи Нового года. Вос­торг зала, пожалуй, самая мягкая оценка этого кино.

 

В «Погоне за прошлым» есть всё — боль таланта, страх за талант. Нет только одного — пошлости дешёвой патетики. Это «воскрешение» героев иногда дела­ет похожим спектакль артиста на театральный спиритический сеанс. Энергия актера может брать  в по­лон как камерный зал Театра имени Миронова, так и огромный московский гастрольный зал. О чём это говорит? О том, что наши сердца томятся без этих кумиров. И о том, что в арсенале артиста Рудольфа Фурманова есть удивительный добрый магнетизм, который волшебным образом позволяет пусть только на один вечер воскресить для со­временного зрителя ТОТ ТЕАТР, о котором в самом начале спектакля Автор читает стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака:

 

 

Стою и радуюсь, и плачу,

 

И подходящих слов ищу,

Кричу любые наудачу,

 

И без конца рукоплещу.

 

Смягчается времен суровость,

 

Теряют новизну слова.

 

Талант — единственная новость,

 

Которая всегда нова.

 

 

...И с экрана в зал, распахнув полы плаща, всё идёт и идёт навстречу зрителям великий Николай Симонов.

 

Лена Вестергольм. Прошлое в будущем.

К премьере спектакля Рудольфа Фурманова "В погоне за прошлым".

22 октября 2020 года.

 

 

 

Театр русской антрепризы имени Андрея Миронова