Пресса о спектакле «Чайка»
Последняя «Чайка» Александра Товстоногова

Автор: Лена Вестергольм
Источник: «Театральный Петербург»
Режиссеру Александру Георгиевичу Товстоногову 30 апреля исполнилось бы 60 лет. А.Г.Товстоногов был очень одаренным человеком. Он окончил курс своего отца, Г.А.Товстоногова, учился вместе с Генриеттой Яновской, Камой Гинкасом и не был в тени своих талантливых сокурсников. Многие считали, что Сандро, так привычно называли его в театральном мире, должен был стать артистом.
Актером он действительно был замечательным, в юности снялся в кино, сыграл в знаменитой «Республике Шкид» у Г. Полоки, а уже незадолго до смерти в «Бандитском Петербурге-4». Годы режиссерского расцвета пришлись на время его работы в Тбилиси в Русском драматическом театре имени А.Грибоедова. В Тбилиси Товстоногов поставил свой лучший спектакль — «Сон в летнюю ночь». Его постановки в БДТ «Провинциальные анекдоты», «Валентин и Валентина» в самом начале 1970-х годов десятилетие не сходили с репертуара. Он ставил Вампилова и Шекспира, Булгакова и Рощина, Ионеско, Достоевского и Чехова. Последние десять лет своей жизни он был связан с санкт-петербургским Театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Сегодня о А.Г.Товстоногове, о его последних режиссерских работах (случившихся и неслучившихся) вспоминает художественный руководитель—директор Театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, друг семьи Товстоноговых — Лебедевых, заслуженный деятель искусств России Рудольф Давыдович Фурманов.
— Единственный состоявшийся в нашем театре спектакль Товстоногова — «Чайка», если не считать постановку под его руководством к моему 60-летию «Из жизни сумасшедшего антрепренера», где было несколько авторов. «Чайку» репетировали почти два года. Я с Сандро, будучи в нашем «Славянском базаре», — в актерском кафе, написали на носовом платке исполнителей ролей (этот платок, как и множество других уникальных вещей — свидетелей жизни театра, хранится в режуправлении): Дорна должен был играть Игорь Дмитриев, Татьяна Кабанова — Полину Андреевну, Треплева — Родион Приходько, Тригорина — Игорь Скляр, Аркадину — Марина Игнатова. Как меняются планы, знают только люди, делающие театр, это ведь тоже жизнь спектакля. Мне лично очень нравится его «Чайка». Кажется, что этот спектакль сделан очень просто, без неожиданностей, без театральной авантюрности, но на сцене находятся живые люди.
Сегодня в «Чайке» Товстоногова играют Екатерина Марусяк и Андрей Астраханцев, Нелли Попова и Александр Чевычелов, Маргарита Бычкова и Зоя Буряк, Евгений Чудаков и Светлана Слижикова, Эрнст Романов и Ефим Каменецкий.
Мне кажется, что Товстоногов поставил «Чайку» в жанре семейной саги. Александр Георгиевич был очень талантливый, интеллигентный, интереснейший человек. Настоящий режиссер. Я был на его первой застольной репетиции, когда он делал разбор «Чайки». Это было завораживающе. Его «Чайка» до сих пор идет у нас с большим успехом. В начале 2002 года Сандро задумал поставить у нас «Гамлета». Я от радости подпрыгнул.
К сожалению, так и не вышел задуманный им «Золотой осел» Апулея. Сандро был хорошим артистом, в юности снялся в кино. В течение десяти лет был главным режиссером Московского театра имени Станиславского. Открыл артиста Владимира Стеклова, пригласив его на роль Шарикова в свой спектакль «Собачье сердце» по Булгакову.
Сандро очень любил женщин и был влюбчивым человеком, женился, уехал в Югославию, какое-то время жил там, вернулся в Петербург уже в середине 1990-х. И в 1996 году поставил свой последний спектакль в БДТ «Фома» по роману Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково» с Евгением Лебедевым в главной роли. В это время я и пригласил его к себе в театр, он даже значился моим штатным режиссером. И этим я гордился. Общаться с ним было очень интересно. На репетициях он иногда напоминал мне Георгия Александровича, сравнение с которым, как можно догадаться, принесло Сандро немало переживаний.
В последние три месяца до его смерти мы почти не общались из-за его болезни. Сандро много пил. Он загубил свой талант из-за водки. Я считаю, что это была болезнь, а кто осудит человека за то, что он болен. Репетиции «Гамлета» из-за его запоев, которые он тщательно скрывал, постепенно сошли на нет. Актеры стали разбегаться, а это уже был верный признак неблагополучия. У него была гипертония. Он стал очень раздражительным и подозрительным. Его легко было обмануть. Когда Татьяна Казакова задерживала в Театре Комедии артиста Русскина, репетировавшего у Сандро роль Полония, в его глазах появлялись слезы: «Это против меня, я знаю...» Но спектакль я не закрывал, ждал, что он позвонит сам. Объявится. До последнего расписывал репетиции, в старом рабочем репертуаре стоит премьера «Гамлета», назначенная на конец июля 2002 года. Гамлета репетировал Дмитрий Исаев. Но Сандро так и не появился. Уже потом мне рассказали артисты, как, встречая его на улице с маленьким сыном Арсением, где-то на Владимирском или Невском, его спрашивали о судьбе спектакля. Он отмалчивался. Появиться в театре, видимо, постеснялся даже тогда, когда для оформления на работу в Театральный институт ему понадобилась трудовая книжка. А зря. Может быть, работа в нашем театре спасла бы ему жизнь.
И вот мистика: о том, что с Сандро случилось несчастье, мы в театре узнали первыми. Огромная потеря для меня, не говоря уж про всю семью Товстоноговых — страшный удар. Я знаю, как переживала смерть Сандро моя любимая Додошка, Натела Александровна Товстоногова, заменившая ему мать. На какой-то момент она просто окаменела. Похоронили Сандро на Волковом кладбище. Но жизнь продолжается, сейчас его старший сын, внук великого режиссера, Егор Товстоногов, тоже Георгий Александрович — выпустил спектакль у меня в театре, пьесу Тома Стоппарда под названием «Входит свободный человек». И трудовая книжка Георгия Александровича Товстоногова лежит сегодня у меня в театре. Ну не мистика ли?
25 апреля в Театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова в 60-й раз пройдет спектакль Сандро Товстоногова «Чайка», который будет посвящен светлой памяти режиссера.
Зоя Буряк: «Снегурочка на обложке»
Источник: «Театральные огни Петербурга»
январь 2002 г.
— ...Я с детства мечтала быть певицей — мне очень нравилось, как тетеньки в красивых платьях и с красивыми прическами стоят у рояля и красиво поют. Потом я решила стать балериной, все время танцевала перед зеркалом. Когда я поняла, что у меня нет слуха и совсем не балетная фигура, решила пойти в драматические актрисы, подумав, что можно быть ближе к искусству посредством театра. Вообще с детства люблю театр, кино, мультфильмы. И поэзию. Приближается Новый год... Это самый волшебный праздник в году, когда ждешь исполнения самых сокровенных желаний, перемен к лучшему, когда что-нибудь загадываешь, и ждешь не каких-то коробочек с конфетками, а что начнется другая, новая жизнь. Каким был для тебя уходящий год? Прошлый Новый год я встретила в пути. Я шла в гости к своим друзьям, и немножко заблудилась. Ходила по улицам с рюкзаком, в котором лежала бутылка шампанского. В какой то момент я поняла, что Новый год уже наступил, потому что на улицы стали выбегать веселые люди с петардами, хлопушками.. Но я не могла остановиться — я все-таки искала своих друзей. И весь год у меня прошел в путешествиях, Я очень много ездила. Снималась в Москве, постоянно переезжала с места на место. А недавно закончила сниматься в картине, посвященой Новому году. Это веселая комедия Аллы Суриковой «Только раз бывает в жизни встреча» с елкой, шутками, песнями, подарками. Ее будут показывать по ТВЦ в новогоднюю ночь.
— С какой роли началась твоя жизнь в театре?
— В феврале будущего года исполняется десять лет спектаклю «Своя семья, или замужняя невеста». Эта одна из моих первых главных ролей в театре. Я уже поменяла там пятерых мужей, а зрители все идут, всегда аншлаг, много смеха, много улыбок, добрых глаз — спектакль со временем не стареет.
— Кроме Молодежного театра, ты еще где-нибудь играешь, участвуешь в новых театральных проектах?
— Я репетирую сейчас в пьесе Майкла Ферраро. Пока неизвестно, как она будет называться. Автор пьесы американец, но уже несколько лет живет в России, и не собирается ее покидать. В этой пьесе действие происходит вроде в Америке, а вроде как и у нас. Это постановка молодого режиссера Валерия Золотаря.
— Когда мы увидим этот спектакль?
— Скорее всего, весной, не раньше апреля, может быть — в мае. Еще есть «Моя парижанка» в театре «Русская антреприза», которую ставит Эрнст Романов. Но там у меня небольшая роль. Зрители увидят премьеру этого спектакля в феврале.
— Похоже, что театральной работой ты перегружена.
—В общем, да.
— А кино?
— И кино тоже.
— Расскажи о каком-либо ярком впечатлении — гастрольной поездке или киноэкспедиции.
— Самое экзотическое впечатление — это поездка (еще в советский) Азербайджан. Мы туда приехали, когда в Ленинграде лежал снег, а там все было зеленое, вокруг цвели бананы, апельсины-мандарины», было очень красиво, тепло, солнечно, и я просто поразилась, что так бывает... И очень много мужчины внимания на меня обращали. (Смеется). Здесь все-таки не такие мужчины, не так внимание обращают. Я была там всего четыре дня, переполненная радостными ощущениями. А потом бывала во многих городах, но они чем-то похожи друг на друга. Наверно потому, что города артист воспринимает через гостиницу, в которую попадает после спектакля ... Да, все гостиницы почему-то одинаковые...
— Режиссеры часто приглашают тебя на комедийные роли. А что тебе хотелось бы сыграть?
— Конкретной мечты у меня нет, но идеи витают в воздухе. И если мне предложат серьезную роль, с удовольствием взялась бы за нее, чтобы попробовать себя в другом амплуа, другом жанре.
— Снегурочку тебе играть приходилось? Да, в театре, в новогодние каникулы, когда мы играли по три сказки в день. В одном спектакле я исполняла сразу две роли и должна была переодеваться два раза — сначала в один персонаж, потом в другой, а потом снова в первый. А перед этим, в интермедии, выходила к детям Снегурочкой. И к концу дня так устала от переодеваний, что перепутала костюмы и вышла бы Снегурочкой в костюме Бабы яги, если бы меня вовремя не остановили.
— А играть сказки любишь? Для детей любишь играть?
— Люблю. И дети любят, когда для них играют сказки.
— С кем из режиссеров Петербурга тебе было бы интересно встретиться на сценической площадке?
— Недавно посмотрела спектакли моего бывшего педагога на курсе — Г. Дитятковского, и мне показалось, что в них есть что-то такое, что их отличает от других: они стильные, поэтичные. Мне захотелось встретиться еще раз с моим педагогом, и поработать над каким-нибудь спектаклем. А из кинорежиссеров? Мне нравится Тодоровский-старший, он снимает очень тонкие картины и чувствует психологию женщины. Сниматься у него — удовольствие. Что такое бремя славы для артиста? Ну, иногда это ужасно, невозможно пойти в магазин и купить булочку по-человечески. Начинают спрашивать: «Зачем вы снимались в этом фильме? По-моему, это не ваша роль...» А я же не могу ходить по городу и на каждом шагу давать интервью. Артисты тоже люди. Слава — она просто мешает поесть спокойно, прогуляться в парке, выпить газировки в жару. Стоишь, пьешь газировку, а тебе какие-то вопросы задают. Все время испытываешь неудобство. Приходиться маскироваться. Носить очки, вещи, в которых бы тебя не узнали.
— А расскажи, какая ты хозяйка? Готовить любишь?
— Я очень хорошая хозяйка, не буду врать, и все, кто у меня бывают в гостях, остаются довольны моими кулинарными способностями. И когда у меня день рождения, люблю купить что-нибудь вкусненькое, изобрести какой-нибудь салатик экзотический, из морепродуктов салаты сделать, «селедки под шубой», всякие кулебяки.
— Значит, ты гурман?
— Да, я люблю сюрпризы гастрономические.
— А как планируешь встречать Новый год?
— С друзьями за большим столом, у телевизора, буду смотреть новую комедию, где я играю главную роль. Хочу знать, что получилось. И друзья порадуются...