Николай Дик
Заслуженный артист россии

Николай Дик – актёр редкого драматического диапазона и уникального драматического дара, который отмечается как зрителями, так и критиками. Один из самых харизматичных петербургских
артистов, находящийся на пике свой творческой формы.
Родился 22 августа 1959 года в Ленинграде.
Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
Член Союза Театральных Деятелей России с 1993 года.
В 2013 году за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга артисту объявлена Благодарность Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Указом Президента России актеру присвоено Почетное звание "Заслуженный артист Российской Федерации"
В контрактной труппе театра имени Андрея Миронова с 1993 года.
сегодня в репертуаре
Высокопреосвященный Африкан,
он же Химик Махров
М.Булгаков «Рыцарь Серафимы». («БЕГ») (Восемь снов)
Режиссер Юрий Цуркану
ближайшие спектакли:
Биография
Николай Евгеньевич Дик родился в Ленинграде 22 августа 1959 года.
Его путь в профессию с самого начала носил осознанный характер. Еще учась в ЛИАПЕ (Ленинградском институте авиационного приборостроения), с 1981 года юный Николай начал сниматься в кино у известных ленинградских режиссеров Виктора Садовского («Девушка и Грандт») и Семена Арановича («Торпедоносцы» и «Противостояние»).
В 1982 году окончил ЛИАП и поступил в Московский ГИТИС на курс профессора В.П.Остальского, но уже через год, в 1983 году, вернулся в Ленинград, переведясь в ЛГИТМиК (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) на курс профессора Игоря Петровича Владимирова, руководившего театром имени Ленсовета.
Однако подлинным успехом стала встреча студента с выдающимся театральным педагогом Владимиром Петровым, который угадал в фактурном молодом артисте с огромным темпераментом чистое лирическое
начало.
Первые годы работы актера на драматической сцене совпали с неспокойным началом 90-х годов ХХ века, когда российский театр переживал репертуарный кризис. В это время артист пробовал себя в разных драматических коллективах, именно это дало Николаю Дику возможность сыграть такие разножанровые роли мирового репертуара, как доктор Астров, Хлудов, сер Тоби, Самозванец в «Борисе Годунове» Тарталья в «Принцессе Турандот». Однако подлинное развитие артистической личности актера происходит с 1993 года на сцене Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» им.А.Миронова.
В 1993 году Николай Дик принял вошел в творческую команду Влада Фурмана, работавшего над постановкой спектакля «Мёртвые души», где актер сыграл сразу три роли: самого Чичикова, Сабокевича и женскую роль Коробочки.
Острый театральный язык молодого режиссера, превратившего поэму Гоголя в сценический «вертеп», которым заправляют черти и ангелы, позволил артисту в полной мере распорядиться своим полифоническим дарованием, чей драматический диапазон включает в себя, как «басы», так и «контр-теноровые» оттенки. Спектакль в течение двадцати лет имел огромный зрительский успех, его аплодировали зрители, как Европы, так и во многих городах России, до 2013 года он находился в репертуаре артиста, бессменно выходившего на сцену в этом спектакле более 350 раз. В спектакле «Мертвые души» артисту в течение полутора часов сценического действия удалось воссоздать настоящую галерею гоголевских типов. В 1993 году за исполнение ролей в спектакле «Мертвые души» Н.Е.Дик стал лауреатом премии актёрского клуба Союза театральных деятелей Санкт-Петербурга. Спектакль имел огромный критический резонанс.
Безупречное чувство жанра, тяга к яркой и сочной сценической детали, мощная саморежиссура, организующая роли Н.Е.Дика в безупречном следовании по сквозному действию роли – всё это является отличительными чертами редкого драматического таланта артиста.
В течение последних двадцати лет артисту удалось создать на сцене театра им.А.Миронова галерею таких разных образов, как почтмейстер Михаил Аверьяныч в «Палате №6» А.П.Чехова, мистер Лейсестер
Пейтон в комедии С.Моэма «Красотка и семья», Эдуард фон Ранке в «Днях нашей жизни» Л.Андреева, Батюшка в «Господах Головлевых» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Африкана в «Рыцаре Серафимы» («Беге»)
М.Булгакова.
Каждую из ролей Николая Дика можно характеризовать как архетип, по которому могут изучаться и человеческая психология, и современная типология. Влияние ролей, исполняемых артистом столь велико, что зрители часто отмечают подлинное слияние актера и персонажа.
Отличительной чертой внутренних выразительных средств актерского таланта Дика является оправдание персонажа, даже если исполняемая им роль отрицательная. При всей безжалостности и сочности, натурализме внешних выразительных средств, которыми артист щедро пользуется на сцене, он владеет редким даром подробного проживания жизни героев, для всех находя точные оправдательные мотивы. Образы артиста всегда многогранны, всегда полифоничны. Это особенно ярко проявилось в исполнении классических ролей Тропачева в «Нахлебнике», где артист безжалостными масштабными мазками рисует своего персонажа, сокрушающего хрупкий интеллигентный мир главного тургеневского героя Кузовкина. Облаченный в современный ковбойский костюм Тропачев-Дика сумел сыграть не только воинствующего хама. Артист смог нарисовать обобщенный портрет убийственного человеческого бескультурья и равнодушия, побеждающего и все сметающего на своем пути. Совсем иным предстал перед зрителями Эдуард фон Ранке в спектакле «Дни нашей жизни». Артист создал не просто роль, а целый рассказ о душе человека, задвинутого спудом предрассудков, обывательских норм, но в котором бьют живительные ключи духовного очищения.
Тема артиста, которую он проводит на сцене – это поиск добра. Даже если его персонаж отрицательный, как Борис в спектакле «Сны в летнюю ночь» по современной пьесе Леонида Ворона, Дик адресует в зал обязательный и сильно действующий актерский посыл, как будто настаивая на том, чтобы люди, сидящие сегодня в зале должны учились видеть свет в темноте и становиться на сторону тех, кто в данный момент сир, немощен, обижен.
Одна из самых ярких, успешных работ Николая Дика сегодня – спектакль «Палата №6». В достаточно условном рисунке роли почтмейстера Михаила Аверьяныча артист нашел невероятную психологическую глубину: за короткое время перед нами прошла вся жизнь маленького человека, который потерялся в бессмысленном круге пустого существования. Актеру удалось в нескольких эпизодах показать страшную картину разрушения личности, не способной справится с равнодушным маховиком обывательского общества, перемалывающего все на своем пути: ростки человечности, нежности, любви.
Глядя на актера в этой роли, вспоминаются лучшие образцы русского классического театра: настолько неразрывно связаны здесь школа и талант, профессия и вдохновение.
Николай Дик усвоил и впитал не только уроки корифеев, начиная с мхатовской традиции; ему не чужды принципы театра Михаила Чехова, когда в действие вступают иррациональные, глубоко мистические приёмы игры: кажется, будто призраки, в которых Антон Павлович Чехов вдохнул жизнь сто лет назад, материализуются перед нами и властно заявляют о своих правах на владение сценой. И зрители с замиранием сердца видят, что такое истинное актерское перевоплощение, что такое связь с невидимым, что такое та самая загадочная энергия театра, которая охватывает зрителей целиком, заставляя забыть о жизни вне зрительного зала, – и ради которой люди с таким трепетом каждый раз и приходят в театр.
Много и успешно гастролирует с драматическими спектаклями по Европе. Снялся более, чем в 70 фильмах, в двенадцати был исполнителем главных ролей. Серьезной удачей было исполнение артистом сразу двух главных ролей в фильме «Конь Белый» Г.Рябова.
Огромный успех сопутствовал исполнению этой роли Николаем Диком на гастролях спектакля «Палата №6» в Марселе (Франция) и Дрездене (Германия) где зрители по типично немецкой традиции встречали и провожали артиста топотом ног.
фотоальбом артиста
Роли, сыгранные в Театре "русскАЯ антрепризА" имени Андрея Миронова
1993 |
Чичиков, Собакевич, Коробочка Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» (Премьера состоялась 3 сентября 1993 года) |
1996 |
Павел Петрович Ф. М. Достоевский. «Скандал в „Пассаже“». (Премьера состоялась 13 февраля 1996 года). |
2000 |
Шамраев А.Чехов «Чайка» (Премьера состоялась 12 июня 2000 года) |
2005 |
Батюшка М. Е. Салтыков-Щедрин. „Господа Г…“ (по роману „Господа Головлёвы“). (Премьера состоялась 4 февраля 2005 года) |
2006 |
Турунтаев А.Островский «Пучина» (Премьера состоялась 14 октября 2006 года) Тропачев И.С.Тургенев. „Нахлебник“. (Премьера состоялась 24 декабря 2006 года) |
2007 |
Мистер Лейсестер Пейтон У. С. Моэм. „Красотка и семья“. (Премьера состоялась 3 марта 2007 года) Борис Л.Ворон, И.Ворон «Сны в летнюю ночь». (Премьера состоялась 24 марта 2007 года) |
2008 |
Высокопреосвященный Африкан, он же Химик Махров М.Булгаков «Рыцарь Серафимы». («БЕГ») (Восемь снов) (Премьера состоялась 6 апреля 2008 года) |
2009 |
Доктор фон Ранке Л.Андреев «Дни нашей жизни» Премьера состоялась 30 декабря 2009 года |
2010 |
Ламбурд Марсель Эмэ «Третья голова» Премьера состоялась 27 ноября 2010 года |
2011 |
Михаил Аверьяныч А. П. Чехов. „Палата № 6“. (Премьера состоялась 24 декабря 2011 года) |
Роли в других театрах
1988 |
Ленинградский Академический театр имени Ленсовета Володя; «Старшая сестра». |
1988 |
«Театр на Поклонной» (театр А.Ю.Пузырева) Браун; «Трех грошовая опера». Астон; «Сторож». Тарталья; «Принцесса Турандот». |
1989 |
Ленинградский Молодежный театр Колесов; «Прощание в июне». |
1989 |
Народный дом Мешаев; «Событие». Полковник; «Играем короля» |
1990 |
Карл; «Разбойники». |
1990 |
Изотеатр |
Астров; «Дядя Ваня» |
|
Чебаков; «Женитьба Бальзаминова» |
|
1991 |
Шуйский; «Смерть Иоанна Грозного». |
1992 |
Верховенский; «Бесы» Хлудов; «Бег» |
1992 |
Интертеатр Клавдий; «Гамлет». Корбес; «Вечер поздней осенью». |
1993 |
Самозванец; «Борис Годунов». Креон; «Медея». |
1995 |
Санкт-Петербургский академический театр комедии им.Н.П.Акимова Оррин Кеннеккот; «Мужчины в её жизни». |
1996 |
Театр «Особняк». Полковник. «Лошади в окне» |
1996 |
Санкт-Петербургский академический театр комедии им.Н.П.Акимова Сэр Тоби; «Двенадцатая ночь». |
1997 |
Василий «Зойкина квартира» |
1999 |
Санкт-Петербургский театр «Приют комедианта» Корниш; «Недосягаемая». |
2009 |
Арт-Питер Сутенер; «Месье Амедей» |
2009 |
Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл» Савва «Покровские ворота» |
2000 |
Рудольф; «Кыся». |
2002 |
Селеван; «Левша». |
2003 |
Гаспатчио; «Эротикон» |
2004 |
Русский генерал; «Территория». |
2011 |
«Театр Эрмитаж» Городченко «Товарищ» |
Роли в кино
1981 |
Тренер. "Девушка и Гранд" |
1982 |
Летчик; «Торпедоносцы»; |
1983 |
Воспитатель; «Крик о помощи» Милиционер; «Противостояние» Гимназист; «Иван Павлов» |
1984 |
Таксист; «Плата за проезд» Мужик; «Небывальщина». Студент; «Михайло Ломоносов». |
1985 |
Колхозник; «Чемодан чепухи». Обкомовец; «Дублер». Чиновник; «Клим Самгин». |
1986 |
Иностранец; «Праздник «Нептуна»; Казак; «Гулящие люди». |
1987 |
Музыкант. «Взломщик». Стражник. «Оно». |
1988 |
Пилот. «Торможение в небесах». Инструктор. «ЧП районного масштаба». |
1989 |
Петр Первый. «Час Х». (Главная роль) Милиционер; «Собачий пир». Хулиган; «Ангел хранитель». Зеленый. «Бакенбарды» Философ. «Город». Майор КГБ. «Русский дом» (США) |
1990 |
Виктор. «Сон девственницы» (Главная роль) Офицер КГБ. «Духов день». Офицер НКВД; «Николай Вавилов». Кооператор; «Лох». Врач; «Анекдоты». |
1991 |
Партос; «Здравствуй, Ленинград!». (Главная роль) Афганец; «Невозвращенец». Официант. «Соня». Сержант. «Афганский излом». |
1992 |
Голощекин, Татлин. «Конь Белый». (Главная роль) Контрразведчик. «Штабс-капитан». Офицер НКВД. «Белые одежды». Психиатр. «Полигон-1». |
1993 |
СЭМ. «Темное будущее» (США). Бармен. «Прохиндеада-2». Участковый. «Цинковые мальчики» (Англия). |
1994 |
Ермилов. «Дуняха». Главная роль Юрка. «Русский транзит» |
1995 |
Судья; «Шуберт» |
1996 |
Следователь; «Хрусталев,машину!» |
1997 |
Федерал; «Шизофрения». |
1998 |
Начальник сыска; «Улица разбитых фонарей». |
1999 |
Владлен; «Убойная сила» (фильм «Мясорубка»). (Главная роль) |
2000 |
Физик Гоша; «Копейка». (Главная роль) Директор ресторана; «Агент национальной безопасности» |
2001 |
Хозяин кафе. «Крот». |
2002 |
Новый русский; «Вовочка». Майор ФСБ. «Спецназ». |
2003 |
Граф Нарышкин; «Северный сфинкс». |
2004 |
Фонарев; «Настоящие Менты». (Главная роль) Киллер Петрович; «Золото партии». Полковник Челобанов; «Брежнев». |
2005 |
Ребекка; «Чертогон». (Главная роль) |
2006 |
Генерал ФСБ; «Золото Носорога». (Главная роль) Адвокат Фишмер; «Расписание Судеб». (Главная роль) |
2007 |
Присяжный Бутурлин; «Дюжина присяжных». Лозовский; «Ментовские войны» |
2008 |
Быковский; «Морские дьяволы» Следователь; «Опер-группа» Граф Совиньи «Грибоедов» |
2009 |
Алексеев «Мойщики» Губернатор Штольц «Сонька – золотая ручка» |
2010 |
Боровский; «Спортивная деревня» Сомов; «Дорожный патруль» Николаев; «Судебные приставы» Галактионов; «Гоблины» Греков; «Улицы разбитых фонарей» Мэр; «Наркотрафик» Барин; «Шаман» |
2011 |
Базин; «Страховщики» Гоша; «Синбад» Баринов; «Фельдегеря» Семаков; «Агент особого назначения» |
2012 |
Уваров, адвокат «Дыши со мной-2» Быков, олигарх; «Смерч» |
2013 |
Полковник; Зырянов «Гончие» Тирьян; «Инспектор Купер» |