Репертуар
Спектакли
Труппа
Рудольф Фурманов
Влад Фурман
Пресса
История
Миронов
Для зрителей
Для Windows
Зеркало сцены

© 2005 г. Copyright. Cанкт-Петербургский театр “Русская антреприза” имени Андрея Миронова

© 2005 г.  Тексты, концепция. Елена Вестергольм

© 2005 г.  Оформление.  Пичугина Дарья

Авторы спектаклей

«ЧАЙКА»

Вернуться на страницу спектакля
Фотоальбом спектакля

Последняя «Чайка» Александра Товстоногова

Автор: Лена Вестергольм
Источник: «Театральный Петербург»

Нажмите, чтобы увидеть большую картинку Режиссеру Александру Георгиевичу Товстоногову 30 апреля исполнилось бы 60 лет. А.Г.Товстоногов был очень одаренным человеком. Он окончил курс своего отца, Г.А.Товстоногова, учился вместе с Генриеттой Яновской, Камой Гинкасом и не был в тени своих талантливых сокурсников. Многие считали, что Сандро, так привычно называли его в театральном мире, должен был стать артистом.

Актером он действительно был замечательным, в юности снялся в кино, сыграл в знаменитой «Республике Шкид» у Г. Полоки, а уже незадолго до смерти в «Бандитском Петербурге-4». Годы режиссерского расцвета пришлись на время его работы в Тбилиси в Русском драматическом театре имени А.Грибоедова. В Тбилиси Товстоногов поставил свой лучший спектакль — «Сон в летнюю ночь». Его постановки в БДТ «Провинциальные анекдоты», «Валентин и Валентина» в самом начале 1970-х годов десятилетие не сходили с репертуара. Он ставил Вампилова и Шекспира, Булгакова и Рощина, Ионеско, Достоевского и Чехова. Последние десять лет своей жизни он был связан с санкт-петербургским Театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Сегодня о А.Г.Товстоногове, о его последних режиссерских работах (случившихся и неслучившихся) вспоминает художественный руководитель—директор Театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, друг семьи Товстоноговых — Лебедевых, заслуженный деятель искусств России Рудольф Давыдович Фурманов.

— Единственный состоявшийся в нашем театре спектакль Товстоногова — «Чайка», если не считать постановку под его руководством к моему 60-летию «Из жизни сумасшедшего антрепренера», где было несколько авторов. «Чайку» репетировали почти два года. Я с Сандро, будучи в нашем «Славянском базаре», — в актерском кафе, написали на носовом платке исполнителей ролей (этот платок, как и множество других уникальных вещей — свидетелей жизни театра, хранится в режуправлении): Дорна должен был играть Игорь Дмитриев, Татьяна Кабанова — Полину Андреевну, Треплева — Родион Приходько, Тригорина — Игорь Скляр, Аркадину — Марина Игнатова. Как меняются планы, знают только люди, делающие театр, это ведь тоже жизнь спектакля. Мне лично очень нравится его «Чайка». Кажется, что этот спектакль сделан очень просто, без неожиданностей, без театральной авантюрности, но на сцене находятся живые люди.

Сегодня в «Чайке» Товстоногова играют Екатерина Марусяк и Андрей Астраханцев, Нелли Попова и Александр Чевычелов, Маргарита Бычкова и Зоя Буряк, Евгений Чудаков и Светлана Слижикова, Эрнст Романов и Ефим Каменецкий.

Мне кажется, что Товстоногов поставил «Чайку» в жанре семейной саги. Александр Георгиевич был очень талантливый, интеллигентный, интереснейший человек. Настоящий режиссер. Я был на его первой застольной репетиции, когда он делал разбор «Чайки». Это было завораживающе. Его «Чайка» до сих пор идет у нас с большим успехом. В начале 2002 года Сандро задумал поставить у нас «Гамлета». Я от радости подпрыгнул.

К сожалению, так и не вышел задуманный им «Золотой осел» Апулея. Сандро был хорошим артистом, в юности снялся в кино. В течение десяти лет был главным режиссером Московского театра имени Станиславского. Открыл артиста Владимира Стеклова, пригласив его на роль Шарикова в свой спектакль «Собачье сердце» по Булгакову.

Сандро очень любил женщин и был влюбчивым человеком, женился, уехал в Югославию, какое-то время жил там, вернулся в Петербург уже в середине 1990-х. И в 1996 году поставил свой последний спектакль в БДТ «Фома» по роману Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково» с Евгением Лебедевым в главной роли. В это время я и пригласил его к себе в театр, он даже значился моим штатным режиссером. И этим я гордился. Общаться с ним было очень интересно. На репетициях он иногда напоминал мне Георгия Александровича, сравнение с которым, как можно догадаться, принесло Сандро немало переживаний.

В последние три месяца до его смерти мы почти не общались из-за его болезни. Сандро много пил. Он загубил свой талант из-за водки. Я считаю, что это была болезнь, а кто осудит человека за то, что он болен. Репетиции «Гамлета» из-за его запоев, которые он тщательно скрывал, постепенно сошли на нет. Актеры стали разбегаться, а это уже был верный признак неблагополучия. У него была гипертония. Он стал очень раздражительным и подозрительным. Его легко было обмануть. Когда Татьяна Казакова задерживала в Театре Комедии артиста Русскина, репетировавшего у Сандро роль Полония, в его глазах появлялись слезы: «Это против меня, я знаю...» Но спектакль я не закрывал, ждал, что он позвонит сам. Объявится. До последнего расписывал репетиции, в старом рабочем репертуаре стоит премьера «Гамлета», назначенная на конец июля 2002 года. Гамлета репетировал Дмитрий Исаев. Но Сандро так и не появился. Уже потом мне рассказали артисты, как, встречая его на улице с маленьким сыном Арсением, где-то на Владимирском или Невском, его спрашивали о судьбе спектакля. Он отмалчивался. Появиться в театре, видимо, постеснялся даже тогда, когда для оформления на работу в Театральный институт ему понадобилась трудовая книжка. А зря. Может быть, работа в нашем театре спасла бы ему жизнь.

И вот мистика: о том, что с Сандро случилось несчастье, мы в театре узнали первыми. Огромная потеря для меня, не говоря уж про всю семью Товстоноговых — страшный удар. Я знаю, как переживала смерть Сандро моя любимая Додошка, Натела Александровна Товстоногова, заменившая ему мать. На какой-то момент она просто окаменела. Похоронили Сандро на Волковом кладбище. Но жизнь продолжается, сейчас его старший сын, внук великого режиссера, Егор Товстоногов, тоже Георгий Александрович — выпустил спектакль у меня в театре, пьесу Тома Стоппарда под названием «Входит свободный человек». И трудовая книжка Георгия Александровича Товстоногова лежит сегодня у меня в театре. Ну не мистика ли?

25 апреля в Театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова в 60-й раз пройдет спектакль Сандро Товстоногова «Чайка», который будет посвящен светлой памяти режиссера.